Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О призывающей благодати Божией

Проповедь в День всех святых, в русской земле просиявших. И наша задача, как её осуществили святые русской земли, – предстоять Господу, следовать за Агнцем, куда бы Тот не пошёл.

00:16:31
О призывающей благодати Божией
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с воскресным днем и Днём всех святых, в русской земле просиявших.

Вчера мы воспоминали святых мироносиц, которые поспешали к апостолам с намерением передать им евангельское слово. Мироносиц, которые боялись проронить лишнее слово, прежде чем они благовествуют апостолам. А сегодня, чествуя русских святых, отметим, что есть в душе православного русского человека такая замечательная способность, а может быть, и потребность – всецело, всей душой, всем помышлением, всей своей жизнью отозваться на призыв Господа Иисуса Христа: следуй за Мной1. И всякая половинчатость, нерешительность, служение двум господам2 отзывается тяжестью для православного человека. И напротив, становится ему легко, мирно, радостно и свободно, когда он забывает всё и вся ради богоугождения.

Может быть, именно это и является отличительным свойством Святой Руси, которая, как невеста, пребывая до времени во тьме и сени смертной3 греха – язычества, едва лишь завидела свет Христов, едва лишь увидела прекрасный лик своего Жениха в днепровских водах, при крещении князем Владимиром бояр, тотчас встрепенулась, содрогнулась и во мгновение ока оставила свои заблуждения, тленное богатство, наследованное от пращуров, и устремилась вслед за Господом туда, куда Он повёл наше Отечество.

Это устремление лучшие сыны и дочери Отечества сохраняли во все века, начиная от равноапостольной Ольги, совершенно изменившей свою жизнь и ставшей и богомудрой одновременно, и младенчески чистой во Христе; и завершая, может быть, теми малыми детьми, которые сегодня стремятся и спешат к причащению Святых Христовых Таин, интуитивно чувствуя, что здесь их ждёт необыкновенная радость общения с Господом.

В этой стремительности, решимости, всё оставив, следовать за Христом – и достоинство, и крест Святой Руси и нынешней России. Достоинство – потому что это Божий дар, а крест – потому что, изменив своему призванию, наш народ, как отступивший от первородства своего, подвергается куда более тяжким карам и наказаниям, чем иной какой-либо народ, не познавший Христа так, как даровано было познать Его нам.

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним1.

И вот сегодня мы слышали у евангелиста Матфея замечательные свидетельства, как Господь, обходя берег Галилейского моря, увидел сначала Петра и Андрея, которые забрасывали мрежи (невод) в воду, и сказал им: «Следуйте за Мной, Я сделаю вас ловцами не рыб, но человеков». И те, едва лишь услышали голос Спасителя, увидели Его очи, как тотчас побросали свои сети и последовали, сами не зная куда, за Христом. Чуть позже Господь увидел в баркасе двух других – юных Иоанна и Иакова. Вместе с их отцом Зеведеем они чинили сети, очищали их от тины, распутывали узелки, латали дыры. «Следуйте за Мной», – и те, как молнией поражённые, даже не успев попрощаться с родителем Зеведеем, следуют за Христом.

Для нас здесь очень важное евангельское указание: когда Господь призывает нас обратиться к Нему; когда Ангел Божий внушает нам: час молитвы настал; когда светлый помысел посещает наше сердце – стараться, подражая этим галилейским рыбакам, удостоившимся апостольского звания, тотчас откликаться на этот зов и призывать имя Господа Иисуса Христа, оставляя свои сети.

Интересно, что первыми были призваны ко Христу и Самим Христом на будущую проповедь братья – апостолы Петр и Андрей, Иоанн и Иаков. Есть ещё одна пара братьев среди апостолов – это апостол Матфей и другой Иаков, Алфеов, общий отец Матфея и Иакова – Алфей. Может быть, и здесь иной найдёт для себя некоторое иносказание, потому что каждый из нас, вникая внутрь собственной души, все-таки различает: одно дело – ум, наши мысли, другое дело – наши чувства, наше сердце. Вот двоица, которая постоянно занимается определенной рыбной ловлей – говорим иносказательно. Забрасывать в море сети – это значит смотреть на внешний мир и, общаясь с тем, что открывается нашему взору, тянуть на себя впечатления – образы, мысли, чувства. А придя домой, мы начинаем эти сети латать и починивать – то есть погружаемся в воспоминания, рассматриваем всё, что выудили, и вот так сидим согнувшись, погружённые в эти мысленные сети. Умолчу о тех, кто сидит в социальных сетях – это не для проповеди. И Господь, подходя к нам, – вспомним апокалиптическое свидетельство: «Стою у сердца вашего и стучу; отворите Мне, дабы Я вошел и вечерял с вами»4 – ищет, кто бы отозвался на Его приглашение. Увы, часто бывает, что мы отмахиваемся от посетившей нас нежной, светлой, чуть-чуть заметной мысли: потом, некогда, чуть-чуть попозже. Господь отходит и стучится в следующую келью – может быть, там найдется кто-то, кто удостоит Его своего внимания.

Апостолы, едва лишь только подняли очи на Спасителя, встретились с Ним взором – и оставляют без всякого размышления и сожаления свои прежние занятия, потому что через этот взор входит в их сердце Божественная благодать, освобождающая ум от помыслов, сердце от переливания из пустого в порожнее всяких мелких чувствованьиц – обид, недоразумений, оскорбленного самолюбия, пристрастий – и следуют за Христом, Который свидетельствует: «Аз есмь путь и истина и жизнь»5. И наша задача, как её осуществили святые русской земли – предстоять Господу, следовать за Агнцем, куда бы Тот ни пошёл, освободив ум и сердце для Его благодати.

И на этих людях (а таковыми должен быть каждый из нас в лучшие минуты своей жизни) сбываются следующие слова Евангелия:

«Блажены нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Если Христос Спаситель рядом с нами находится, чем, спросим мы себя, нам остаётся богатиться, чем тщеславиться? Не до́лжно ли тотчас совершенно обнищать? Потому что Он есть наше сокровище, Он Начало и Конец, Альфа и Омега, Он наше всё, всё от Него и всё к Нему.

«Блаженны плачущие» – как же не сокрушиться духом, не восплакать сердцем, когда мы осознаем себя столь невнимательными, презрителями Его Божественной любви?

«Блаженны кроткие» – ну как же не стать кротким, когда перед нами распятый Христос, молившийся за недоброжелателей и распинателей, а нас учащий: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем»?6 Если по причащении Святых Христовых Таин мы понимаем, что Господь внутри нас, ну как же нам не отказаться от обид, раздражения, недоброжелательства и всего прочего хлама, который оказывается совершенной мерзостью, если Господь согревает нас Своей любовью?

«Блаженны алчущие и жаждущие правды» – мы алчем и жаждем прощения, оправдания у Господа. Правда Христова есть прощение, которое Он дарует кающимся. И думается, что всякий алчет и жаждет этой милости, пусть только не забывает, что и в ответ, получив прощение, он должен являть милость – то есть великое благородство и снисхождение ко всем вокруг него, правым и виноватым, должен быть, как Сам Христос, повелевающий нам идти к совершенству через всепрощение.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Причастившись Святых Христовых Таин и неким образом видя, зная, что Господь в нас присутствует, мы, конечно, будем бояться единой худой мыслью, или взором недолжным, или словом неосторожным отдалиться от Того, Кто взирает на нас в глубинах нашей души.

«Блаженны миротворцы». Христос есть мир наш. И через нас этот мир исходит в мир видимый. И нам должно доставлять особенное удовольствие благовествовать этот мир тем, кто мира, быть может, сегодня ещё не имеет. Потому что христианин, по слову Христа, – это малое солнце, лучами просвещающее вселенную.

«Блаженны изгнанные правды ради». Большая честь, для нас ещё недостижимая. Однако эти слова говорят о том, что нет ничего высшего, чем пострадать за правду, лишь бы она действительно жила в нашем сердце. «Когда будут вас поносить, злословить всячески имени Моего ради, вот тогда радуйтесь». Пока нас ещё не злословят за Христа, а если и журят, то за собственные недостатки наши – не будем отчаиваться, всё принимая с благодарностью, по заслугам.

«Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесах». Такую мзду улучили святые русской земли в награду за их любовь, за их решимость следовать за Господом, за то, что они не раздваивались в своём сердце. И дай Бог, они поделятся с нами сегодня этими великими дарами.


1 Мф. 4, 18 – 22.
2 Мф. 6, 24.
3 Лк. 1, 79.
4 Откр. 3, 20.
5 Ин. 14, 6.
6 Мф. 11, 29.
Икона русских святых
Собор русских святых
декоративная горизонтальная черта
Проповедь