Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О проповеди апостолов

Проповедь на евангельское чтение: «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди». Посох есть Божественная помощь, а отсутствие сумы – беспопечительность.

00:14:24
О проповеди апостолов
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с Божественной литургией, в завершение которой мы воспеваем: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного». И действительно, благодать Святого Духа щедро осеняет всех нас, предстоящих святому престолу.

Сегодня звучало Евангелие от Марка. Спаситель Своих учеников отправляет на проповедь в города и веси Палестины. Посылает их по двое, а не по одному, во исполнение слов царя Соломона: брат от брата получает помощь1, не хорошо быть человеку одному2.

Но, конечно, Евангелие бездонно, глубоко и, говоря о внешних событиях, повествует одновременно о нашей душе. Мы призваны наше восхождение в жизни духовной, путешествие от земли на Небо свершать не по одному, а вдвоём: то есть в согласии ума и сердца. Иносказательно это – ученики Господа, которые никогда не должны надолго разлучаться. Будешь руководствоваться единственно чувствованиями, как женщина, впадёшь в обольщение. Будешь руководствоваться только умственными построениями, как мужчина, недалеко уйдёшь. Но гармония личности заключается в устремлённости и ума, и сердца ко Христу, Который, уравновешивая наши душевные силы, даёт человеку и умное, и сердечное постижение тайны жизни. Во что ум проникнуть не может, о том догадается сердце. Там, где волнуются только чувства, нужно трезвение ума и рациональный расклад, что такое хорошо и что такое плохо.

И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,

но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд3.

«Не берите, – говорит Христос, – ничего, кроме жезла (посоха): ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, ни перемены одежд. Но только будьте обуты в сандалии, необходимые для путешествия по каменистым дорогам, и имейте в руках жезл». Очевидно, речь идет о беспопечительности. Спаситель приучает апостолов не надеяться ни на что внешнее, довольствоваться самым необходимым, всю надежду в сегодняшний день возлагать на Небесного Отца, питающего Своих детей. Применительно к душе, может быть, это символ мертвенности в отношении всего чувственного. Сандалии, как правило, изготавливались из кожи, а кожа убитого животного указывает на бесстрастие.

Если мы хотим идти дорогой жизни, должны холодно, бесстрастно смотреть на всё, нас окружающее. И в уныние не приходить, и в обольщение от мирского веселья не впадать. Хвалу и клевету приемли равнодушно и ни с кем не спорь. А лучше в тайне сердца молись и за умных, и за глупых. Сандалии на языке Священного Писания – это, судя по притче о блудном сыне, и защита от острых камешков, от укусов змей – то есть опытность Христова ученика в отношении соблазнов, прилогов бесовских, помыслов демонических. Как говорится, дорогу осилит идущий. Тот, кто не подвизается, тот не ошибается. Но только тот, кто ошибается, научается на собственных ошибках и обретает опытность всегда идти к цели, не смущаясь и не останавливаясь на середине пути.

«Меди за пояс не кладите», – не надейтесь ни на что, ни на кого, кроме Бога одного. Ни сбережения, отложенные про запас, ни заначки, но милость Небесного Отца да пожнёт нас во все дни живота нашего. Сумы не имейте. Неплохо, конечно, отличаться рачительностью и запасливостью, но плохо уповать на что-то внешнее, оставляя надежду на щедродательного Господа. Вместо сумы у нас есть бездонно глубокое сердце, в котором Сам Бог таинственно пребывает – Бог, бесконечно богатый в Своих милостях и щедротах.

А вот посох в руки возьмите. Посох на языке Священного Писания – это глубокий символ. Вспомним посох Моисея, память которого мы будем свершать завтра. Этим посохом Моисей разделял море надвое, этим посохом творил в Египте дивные чудеса. Об этом посохе, сохранившемся в истории (я имею в виду посох Моисея, который пребывает ныне в турецком музее), об этом посохе говорил и царь Давид в своих псалмах: «Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста»4.

В других местах Священного Писания тоже говорится о посохе. В частности, в Книге Откровения. О том, что побеждающий будет яко столп в Церкви Бога Живаго и жезлом своим будет повелевать, управлять язычниками. Что это за посох? Это некое свидетельство всемогущей Божественной поддержки ученику Христову. Может быть, этот посох – символ имени Божьего, с которым христианин надолго не должен расставаться никогда.

И действительно, апостолы, никем не знаемые (никому не известные) неграмотные простецы, вышли на совершенно непривычное для них дело, имея этот посох, то есть призывая Господа Иисуса Христа в тайне сердца. Демонов изгоняли, на недужных руки возлагали, маслом помазывали, и люди исцелялись. Для нас с вами вот это масло, которое было целительно для одержимых демонами – это, конечно, образ милости, неосуждения, сострадания, сочувствия, в которых единственно нуждаются окружающие нас люди. Если мы хотим принести им хоть какую-то пользу, то лишь сокрушаясь душою, милуя в тайне сердца, жалея и молясь, мы окажем им незаменимую услугу, так что они, сами не зная почему, будут меняться, как и мы, от худшего к лучшему.

И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу5.

Войдя в дом, в нём пребывайте, не исходите оттуда. А если где не примут вас, отрясите прах от ног ваших. Отраднее будет Содому и Гоморре, нежели городам, которые не приняли ваше слово. Может быть, это сказано не о нас, и точно не о нас. Мы не облечены апостольской благодатью проповедания. Но что это за дом, в котором должен пребывать человек? Всего вернее, рассуждая о самих себе, полагать, что этот дом – наше собственное сердце. Дом, в котором мы живём. По замыслу Божию, христианин умом призван опуститься в собственное сердце и призывать там безысходно, потому что в глубинах нашей души, как в затворенной горнице, Отец, пребывающий втайне, нас слышит и видит, и воздаёт нам явно в ответ на наши искренние, обращённые к Нему прошения.

Но к людям действительно нужно относиться бескорыстно, как апостолы, которые не ждали подарков и никого не обременяли поборами. А если кто отказывался слышать их слово, то и апостолы отказывались от каких бы то ни было вещественных приношений. Хороший образ и для нас: не заискивать пред людьми, никому ничего не быть должными, кроме взаимной любви.

Если руководствоваться всеми изложенными правилами, то Господь, несомненно, спасёт нас от участи Содома и Гоморры и явитт нам милость на Своем Суде.


1 См.: Притч. 18, 20.
2 Быт. 2, 18.
3 Мк. 6, 8 – 9.
4 Пс. 22, 4.
5 Мк. 6, 10 – 11.
Фреска с изображением Иисуса Христа и апостолов.
Иисус Христос и апостолы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь