Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О рабстве и свободе

Христианство — это не только вера, но и труд. Труд, который сопряжен со вниманием, всегдашним устремлением взора вглубь своего сердца, труд, который требует напряжения всех душевных и телесных сил для того, чтобы не пускать лукавого в горницу души, но, обороняясь, уповать на скорую Божию помощь.

00:15:19
О рабстве и свободе
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос Воскресе!

Пасха не кончается, и мы, в среду свершив Преполовение Пятидесятницы, завтра, в Пятую неделю по Пасхе, услышим Евангелие о беседе Христа с самарянкой. Почему и называется это воскресенье «Неделей о самарянке», а вся последующая седмица будет нам напоминать о живой воде Духа Святого, обещанной Спасителем всякому алчущему и жаждущему.

Завтра ранняя служба здесь, поздняя — в храме Всех Святых. На наступающей седмице в понедельник — память святых отцов всех семи Вселенских Соборов. Завтра, в воскресенье, — день преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини, супруги великого князя Димитрия Донского, а во вторник — память обоих супругов, святого Димитрия и великой княгини Евдокии, которые были духовными чадами преподобного Сергия Радонежского.

В среду чествуем святителя Алексия, митрополита Московского, а со среды на четверг — праздник Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и память царей Константина и Елены. Заблаговременно поздравляем именинниц и приглашаем поучаствовать в этой праздничной службе, значимой для православных греков и для России. Через воскресенье чествуем блаженную Ксению Петербургскую.

Всех поздравляем с принятием Святых Христовых Таин. Завершается весеннее время, но это по-советски, а по царскому календарю ещё май в самом расцвете. Мы празднуем светлую и спасительную Пасху, насыщаясь дарами Святого Духа каждый Божий день.

Вспомним кратко, что сегодня изрёк Спаситель тем, кто слушал Его с разным расположением1 — кто-то верил, а кто-то противился воплощенной Истине, сказавшей: «Познаете Меня – истину, – и она соделает вас свободными». «Если Сын Человеческий освободит вас, воистину свободны будете». На эти слова о спасительном познании истины, которое приносит человеку свободу в Духе Святом, окружающие Господа люди говорили: «А мы не рабы, мы никому не рабствуем, мы сыны Авраама, о какой свободе Ты говоришь?»

Из этого следует, что человеку в его падшем состоянии (падшем постольку, поскольку мы от Адама произошли), совсем не просто увидеть своё истинное положение, совсем не просто познать своё состояние, совсем не просто увидеть томительное и жестокое рабство, в котором находится падшая человеческая природа. И диавол как будто бы насмехается над людьми, побуждая их искать внешней свободы — свободы слова, печати, политической свободы, свободы от родителей, от нравственных обязательств, свободы от совести, — прельщая их этим сладким и заманчивым словом. Как будто бы издевается диавол-тиран, содержащий человечество в горьком и страшном рабстве. И это рабство не только внешнее, но и внутреннее, и познаётся оно всяким человеком, кто внимательно смотрит вглубь собственного сердца.

Действительно, мало того, что мы рабы смерти — никуда от неё не денемся, мало того, что мы зависим от стихий этого мира — не всегда так было, а сейчас это так. Нам нужно тепло — от холода мы погибаем, нам нужна пища — без нее мы умираем, нам нужен воздух — зажмите себе ноздри и рот на пять минут, — и конец. Нам нужен свет — мы не можем жить в темноте. Так вот, мало того, что мы совершенно зависимы от внешних условий бытия, но есть ещё другое, куда более страшное и горькое, вечное рабство — это рабство, пленение наших мыслей, чувств злу. Это зависимость от лукавого духа, который посредством страстей — гордости, похоти и злобы — держит нас в темнице.

И Спаситель, видя несчастное состояние Своих слушателей, говорит им с Божественной любовью: «Познаете истину, и она соделает вас свободными». «Познать истину» — это значит уверовать в Бога во плоти, это значит соединиться с Ним в Таинстве Крещения, это значит теснейшим образом соединяться с Ним в Таинстве Причащения. Но этого мало. «Познать истину» — это значит всегда находиться на страже собственных мыслей и чувств, это значит всегда беречь свое сердце от зла, это значит всегда иметь в уме и сердце Имя Божественного Искупителя. «Познать истину» — это значит всегда стремиться — и днём, и, по возможности, ночью — быть со Христом Воскресшим, устремлять к Нему внимание, устремлять к Нему душевные силы ума, чувства, воли. Это значит стремиться, чтобы Он пребывал с нами и в душе нашей, и в теле, это значит быть сотканным из боголюбия и жертвенного служения Христу, что и осуществляется через веру, покаяние, молитву и деятельное служение Богу в любви к ближним.

Но слушатели Христа не понимали и не желали понимать это. Объятые гордостным самоутверждением, неприязнью к человеку из Назарета, говорившему, что Отец всегда с Ним и что Он послан Отцом свидетельствовать об истине, они помышляли в сердцах своих, чтобы затворить Ему уста, убить Его как смельчака, гордеца, богохульника. Слово Христа не вмещалось в их испорченные души.

А нам Спаситель говорит: «Пребудьте в любви Моей». «Если кто слово Мое сохранит, то Я воскрешу его в последний день». Воспринять, сохранить слово Христово — это значит всегда обращаться к Нему, Воплощенному Слову, всегда стараться общаться с Ним, предстоять Ему, каяться пред Ним, повергаться мысленно к Его стопам, благодарить Его, просить у Него помощи и исполняться Его смирением, чистотой и любовью. А это труд немалый, однако вполне посильный для каждого из нас, потому через Таинство Крещения Спаситель уже с нами пребывает.

Спаситель говорит: «Я с вами во все дни до скончания века». Он с нами, а мы, к сожалению, не с Ним, и не во все дни, потому что только тот человек, кто верит в соприсутствие ему Господа, беседует с Ним, кается пред Ним, предстоит Ему, заполняет ум и сердце молитвой к Нему, — только такой человек по мере обретения смирения, то есть полного исповедания своей немощи и ничтожества, получает удостоверение, что Воскресший Спаситель в нём живёт, с ним сопребывает, в нём царствует и помогает ему побеждать все соблазны, все приражения греха, прощая и врачуя вольные и невольные его согрешения, немощи, когда он раскрывает их пред взором Создателя.

Из сказанного следует, что христианство — это не только вера, но и труд, труд, который сопряжен со вниманием, всегдашним устремлением взора вглубь своего сердца, труд, который требует напряжения всех душевных и телесных сил, чтобы не пускать лукавого в горницу души, но, обороняясь, уповать на скорую Божию помощь. А она приходит и делает нас победителями в брани, когда мы, всегда сокрушаясь, возлагаем надежду на Бога Всемогущего, Всепремудрого и Вселюбящего.

Однако все сказанное проверяется исключительно на личном опыте, и дай Бог нам оправдывать доверие и любовь Искупителя, Который, причащая нас Святых Христовых Таин, дает нам всё необходимое и достаточное, чтобы мы вышли победителями в этом невидимом сражении, чтобы Господь воцарился в нас и прославил Свое имя через нас, грешных.

Ещё раз всех поздравляем с принятием Святых Христовых Таин.


1 Ин. 8, 31 – 42.
Картина «Тишина». Художник Владимир Калинин.
Картина «Тишина». Художник Владимир Калинин
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные