Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О рождении свыше

Проповедь в день отдания праздника Святой Троицы. Праздник завершается, а действие Святой Троицы в нашем сердце продолжается и остается неотменным.

00:12:33
О рождении свыше
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с завершением праздничной седмицы, посвященной чествованию новозаветной Пятидесятницы. И вспомним, что после сошествия Духа Святого на апостолов для них началась совершенно иная жизнь, исполненная скорбей, трудов, но и необыкновенной радости, обетованной восходившим ко Отцу Господом: Аз есмь с вами – Я с вами во все дни до скончания века1.

Какая жизнь встретила апостолов после сошествия Святого Духа? Господь, ниспослав им дар Святого Духа, изрёк некогда, в одно из Своих явлений: «В мир посылаю вас, возвещать Евангелие Царства во все концы вселенныя».

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари2.

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас3.

И апостолы свершили это повеление, имея в сердце своем всеукрепляющую их благодать Духа, сердца свои соделав воистину обителями Святой Троицы.

Книга Деяний апостольских свидетельствует о том, как протекали их труды, когда мирные, когда немирные в отношении гонений, напастей, злоключений. Однако эти двенадцать апостолов всегда пребывали в служении Слову, всегда собеседовали с Воскресшим Христом и были непосредственно руководствуемы Духом Господним относительно жребиев, уделов, где надлежало им проповедовать, относительно самих слов проповеди, которые были пронизаны чудодейственной силой исцелений, знамений, чудес, сопутствовавших их слову. И эта обновлённая жизнь апостолов привела к тому, что через несколько десятков лет человеческий род был уже приобщён вести о Воскресшем Христе.

Но и для нас с вами праздник Святой Троицы, новозаветной Пятидесятницы, является не менее значительным. Ведь Господь всем своим последователям в лице апостолов на Тайной Вечере обещал пришествие Утешителя и содействие Духа Божия в их краткой земной жизни. И поэтому необходимо в памяти своей воскрешать эти обетования, на Тайной Вечере произнесенные Господом Иисусом Христом. А Он обещал, что к нам придет иной Утешитель.

Первым Утешителем является Сам Господь Иисус Христос, Который говорит:

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; ... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим4.

Но вот Спаситель обещает иного Утешителя, с Которым Он, впрочем, един по Божеству и действию в наших сердцах: «Дух Святой придет и воспомянет вам все, что Я говорил вам».

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам5.

Действительно, когда Божия благодать отдаляется от нас по нашей вине, мы пребываем в некоем помрачении, думаем о чём угодно, но только не приводим на память слова и заповеди Иисуса Христа. А когда душа бывает свободна от нагнетений лукавых помыслов, тогда она свободно воспоминает слова Спасителя. И каждый из нас должен бы на дню найти такое окошко, чтобы, умирившись сердцем, припомнить для себя то, что ему всего нужнее из Священного Писания Нового Завета.

Теснит ли душу уныние – как не вспомнить слова:

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите...6  

Нападает на душу какое-то осуждение – почему не вспомнить слова:

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены;7

Всякий, осуждающий ближнего своего, говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, свершает великое беззаконие, осуждает ближнего в грехах, в которых повинен сам. Кто ты, судящий брата своего? Пред своим Богом он стоит, пред своим и падает. Силен Бог восставить его. Кто ты, который не радит о благости Божией, со всяким долготерпением ведущей ко спасению брата твоего?8

Таким образом, Дух Святой являет Свое действие в разумном христианине, когда тот с малым усилием или с помощью Божией воспоминает для себя слова Господа Иисуса Христа, хотя бы те, которые он слышал утром в Церкви Божией. Отходя ко сну, пусть попробует припомнить их.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам9.

Он наставит вас на всякую истину, – говорит Господь Иисус Христос. Всё, относящееся к нашему спасению, к познанию своих страстей, своих недостатков, к видению немощей души своей, к тому, как правильно исполнять возложенные на нас обязанности, как выстроить взаимоотношения с ближними, с дальними, как распределить на дню время, дабы всякий час этого дня был для нас спасителен – без Божественной благодати в этом разобраться трудно. Но если мы прилежим к молитве, Божия благодать обязательно наставит нас и управит так, чтобы каждый нашёл свою меру и в пище, и во сне.

К сожалению, меры во сне наши сестры не находят и спят мало. Спать нужно больше. Но спать не просто, а спать во исполнение слов Священного Писания: Аз сплю, а сердце мое бдит10. Во сне то есть видеть такие сны, что ты опаздываешь в храм и что-то недоделал; проявлять попечение о делах своих. Бывает, что и во сне мы заботимся о чём-то, относящемся к нашим обязанностям.

Дух Святой грядущее возвестит вам. Тоже слова весьма важные. Сегодня в большинстве своем христиане чему посвящают время? Они в интернете смотрят всякие ролики про новый вредоносный тип информационной связи, G5 называется; про какие-то новости, касающиеся событий в Иерусалиме, – как там, в подземелье, под горой, где стоит мусульманская мечеть, кое-кто свершает тайные антихристианские жертвоприношения, – словом, интересуются антихристом и тайной беззакония. И ролики смотрят – недавно я включил было ролик и выключил его, – там показан старец Кирилл, а какой-то дяденька рассказывает, будто отец Кирилл предсказывает одной монахине, другой: доживет та до антихриста или не доживёт. Смотреть нечего.

Но грядущее, которое Дух Святой нам возвещает – это нынешний наш, сегодняшний день. И Дух Святой не столько антихристовы козни изобличает (хотя и это тоже в Его ведении находится), сколько напечатлевает в нашем сердце иную тайну: как восприять Божественную благодать, как позволить Христу вселиться в наше сердце, чтобы Господь нам действительно соприсутствовал? Что мы должны от себя совершить и сделать, чтобы Божественная благодать нас руководствовала ко спасению? Как Христу изобразиться в душах наших – вот дело, которым должны быть озабочены люди Божии, а не то, о чём мы прежде сказали.

Таким образом, праздник Святой Троицы в Церкви завершается, а действие Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа в нашем сердце продолжается и остается неотменным. И мы с вами с особенным вниманием должны и сегодня, и завтра, и послезавтра предначинать все наши молитвы, призывая Утешителя Духа.

Закончить свою проповедь я хочу вопросом риторическим. У нас есть много последований, все они начинаются предначинательной молитвой «Царю Небесный». Но есть вот одно последование, которое почему-то не начинается этой молитвой – не потому чтобы действительно не начиналось, а потому что народ как-то привык обходиться без молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины», – последование панихиды. Священник дает возглас: «Благословен Бог наш», учиненная сестра говорит: «Аминь». И потом сразу «Святый Боже, Святый Крепкий Святый Безсмертный, помилуй нас...» А я вот в алтаре стою и думаю: а почему бы не помолиться «Царю Небесный», чтобы на нас сошла благодать Святого Духа? Потому что только в Духе Святом мы призываем Иисуса Христа. Дух Святой объемлет мир усопших, как и наши сердца. Вот такой у меня риторический вопрос. Аминь.


1 Мф. 28, 20.
2 Ин. 20, 21.
3 Мк. 16, 15.
4 Мф. 11, 28 – 29.
5 Ин. 14, 25.
6 1 Сол. 5, 16 – 18.
7 Лк. 6, 37.
8 См.: Рим. 14, 4.
9 Ин. 14, 25.
10 Песн. 5:2.
Фреска: Сошествие Святого Духа на апостолов.
Сошествие Святого Духа на апостолов
декоративная горизонтальная черта
Проповедь