Поздравляем вас с днём преподобного Саввы Освящённого, подвижника Палестины, Лавра которого, милостью Божией, уже много столетий привлекает к себе иноков. Вот и вчера мы чествовали инока Лавры святого Савы Освященного, святого Иоанна Дамаскина. Деятельность этого угодника Божьего оказалась важна для всей Вселенской Церкви – речь идет об обогащении канонами и стихирами устава монастырской богослужебной жизни Иерусалимской Церкви, который воспроизведён был в последующих веках и в других Поместных Церквах.
Вспомним кратко сегодня1, как к Спасителю приступили искусители, лаятели, наветники, желавшие уловить Христа и выявить в Его словах гражданское неповиновение, с тем чтобы оклеветать Господа пред лицем светских правителей и, таким образом, чужими руками расправиться с ненавистным пророком. И для осуществления коварного своего плана эти подосланные, похвалив Господа за нелицеприятие, выразили мнимое недоумение, можно ли иудею платить подать римскому кесарю – скверному язычнику? Не оскверняется ли от этого сердце правоверного, общение которого с язычником как будто невозможно по Моисееву закону?
Но Сердцеведец Христос духом Своим видел всякое лукавство человеческое. И поэтому вместо ответа пригласил их показать динарий с изображением и надписанием кесаря: «Чьё же это изображение, чей образ и надписание?» Получив ответ: «Кесаревы», произнес слова, которые совершенно обезоружили искусителей: «Воздайте кесарю кесарево. То, что принадлежит кесарю, возвратите ему. А Богу воздавайте Божие».
Эти слова должны быть осмыслены христианами всех последующих столетий, и нами тоже. Потому что есть и иной динарий – это человеческий дух, наша природа богозданная. И на этой монете иное надписание и иной образ – мы созданы по образу и подобию Божию. Мы запечатлены в день Крещения печатью Духа Святого – вот надписание, которое сияет на нашем челе и освящает и душу, и тело: мы Христовы, мы не свои. Мы куплены, искуплены драгоценною Кровью Агнца, мы принадлежим душой и телом Христу. Каждой клеточкой тела, каждым фибром души мы принадлежим Господу, призваны славить Его державу. Мы Его нива, Его стяжание, Его достояние. Мы суть храмы Божества. И воздавать нам нужно Богу тем, что Ему принадлежит – то есть предоставлять и души, и тела Господу в собственность, в жертву святую, чистую, богоугодную. Значит, всё, что в нас – Божие, вся наша начинка, вся внутренность – Христовы. Речь идёт о мыслях, начинаниях, расположениях, намерениях, чувствах, словах, действиях, поступках, образе мыслей, образе жизни, всей совокупности нашего бытия. От корней волос до кончиков пальцев мы Христовы, мы частицы Его тела. Он, Христос, – наше всё. Он ведает нас как Создатель, Искупитель и Судия. От утробы материнской в нас должен отпечатлеться образ Христов.
Вот в этой степени зависимости, полной и совершенной преданности Господу, готовности служить Ему, прославлять Его святое имя, в желании, чтобы Он изобразился, отобразился в нас, вселился в нас, жил в нас, действовал Своей благодатью, освящая наши души и тела, а через нас всё окружающее пространство, состоит служба Богу, суть которой – прилепленность ко Христу нашего духа, как прекрасно говорит об этом апостол Павел. Для сего именно Господь и пришёл, чтобы мы духом своим молились Ему на всякое время во всяком месте.
После сказанного ясным становится, что служение кесарю, земному правителю, вполне ограничено и условно. Воздадите кесарю кесарево – то, что отображено на монете земной, тленной, принадлежит ему: наше гражданское повиновение, соблюдение правил общежития, уплата налогов, служение Отечеству. Последнее, впрочем, для православного человека уже сопряжено с богоугождением, потому что, по замыслу Божию, Отечество земное есть проекция и отражение Отечества Небесного. И если те иудеи, времён Христа, ограничивались в служении кесарю подчинением внешним законам Римской империи, соблюдением податей, то для нас, православных христиан, служение Отечеству есть, без сомнения, приуготовление к вхождению в Отечество Небесное, что делает православных христиан солью Русской земли.
Но главное – это, конечно, предоставление Христу безраздельно господствовать над нами. Ему надлежит быть с нами и в нас, о чём радеть христианин должен с утра до вечера, если возможно, и в ночи, так чтобы всем своим существом прилепляться ко Христу, составляя с Ним нечто единое, как говорит апостол Павел: молящийся Господу есть единый дух с Ним2. Человек, желающий возлюбить Христа умом своим, сердцем, мыслию, всею крепостию своею, конечно же, получит от Господа вразумление, как исполнять гражданские обязанности, которые для нас тоже есть школа послушания и образ и способ прославления нашего Создателя.