Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но, яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
И ныне: Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя. Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.
Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я, окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго; но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя. Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.
Молитвы Великого поста1
Дыхание Великого поста приходит к нам вместе с этим великопостным песнопением, которое будет повторяться каждую всенощную под воскресный день, настраивая наше сердце на покаянную молитвенную волну.
Завтра мы чествуем новомучеников и исповедников Русской Церкви и, по благословению Святейшего Патриарха, свершаем ещё особую панихиду, поминая всех братьев и сестёр по вере, пострадавших в годину гонений на Церковь. Поэтому завтра здесь, в храме Всех Святых, перед поздней Божественной литургией приглашаем всех поучаствовать в панихиде и помянем наших близких, почивших во Христе.
А сегодня вспомним слова воскресшего Спасителя, обращённые к Его ученикам:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Часто мы слышим эти слова, но неизвестно, насколько глубоко они проникают в наше сознание. Чему я, крещёный по апостольской проповеди, должен научиться и как держать это учение в сердце своём? Ведь кто-то подсчитывал, что в Новом Завете мы найдём более семидесяти заповедей Христовых. А если ещё обнять всё Священное Предание и правила Святых Апостолов и Вселенских соборов, так и не сосчитать! По счастью, все Христовы заповеди сводятся к главнейшим, и две из них — о любви к Богу и ближнему. И тот становится способным вместить в себя и выполнить эти две заповеди, кто образует из своего сердца некий сосуд, в который и входит Дух Божий, учащий его любви.
Однако не будем забывать ещё и заповедь о смирении:
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
«Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 4).
«Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12, 16).
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5).
«Виждь смирение мое и труд мой...» (Пс. 24, 18).
На разные лады, как некую божественную трель, Священное Писание повторяет нам это слово: смирение, которое означает совершенное умаление себя пред лицом Создателя. Нет предела человеческому смирению. И каждый с утра до вечера призван, обращая взор в Небесное Отечество, как мытарь, духом повергаться к стопам Господа Иисуса Христа, прося Его: «Научи меня, Боже, смирению! Боже, милостив буди ми, грешному! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»
И так образуется в человеке навык смирять свой гордый помысел. А этот навык, едва лишь только появится и укрепится в христианине, даёт о себе знать неложным состоянием: на него косо посмотрели, ему сказали нечто, не отвечающее его ожиданиям, — а он остаётся спокойным; его в чём-то укорили, справедливо или нет, — а он признаёт себя достойным бóльшего; вокруг него все раздражаются и волнуются, — а он остаётся мирен духом, потому что в смиренном сердце Сам Бог почивает Своею благодатью.
И едва лишь только это начальное смирение усердием ученика Христова и как дар свыше укоренится в нём, ему становятся по плечу две главнейшие заповеди закона. Он сможет возлюбить Создателя всем своим существом — не умом только, не краешком сердца, не по букве, а духом, душой и телом, сможет прилепиться ко Христу так, как младенец, обнимая матерь свою, составляет с ней единое целое.
В такую душу снисходит благодать, и отзывается она расширением сердца в отношении к людям. Люди перестают быть для ученика Христова источником раздражения, он перестаёт различать их — приятных и неприятных, близких и дальних, — но каждый человек, носящий в себе Христа Спасителя (знает он об этом или нет), вызывает у него внутреннее сочувствие, тайную молитву о нём, желание ему посодействовать или, по крайней мере, не помешать ему на его пути ко спасению.
Любовь в высшем смысле этого слова есть самое прекрасное, что существует на белом свете. Это украшение благочестивого сердца, которое горькое делает сладким, трудное — лёгким, составляет источник вдохновения для христианина, потому что за каждым из наших ближних стоит Воскресший Спаситель, говорящий: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века».