Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О смирении и любви к ближним

Проповедь на евангельское чтение об исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери начальника синагоги Иаира. Когда в нас соединятся смирение и милосердие, тогда мы обретём благую часть.

00:16:16
О смирении и любви к ближним
Протоиерей Артемий Владимиров

Всех поздравляем с воскресным днём, с принятием Святых Животворящих Христовых Таин.

В завершении службы кратко поразмыслим о содержании сегодняшних евангельских чтений1. И прежде всего вспомним о той бедной женщине, которая, в течение двенадцати лет страдая неисцельным недугом, услышала об Иисусе из Назарета, и сердце её исполнилось верой: Он, Господь – Тот единственный, Кто силен будет возвратить ей здоровье.

Сколько ни тратила она средств, земная помощь не привела ни к чему. И среди многих, кто теснил Христа и, кажется, с такими же помыслами и намерениями прикасался к Нему, она единственная, подойдя сзади, со страхом и трепетом ухватившись за подол Его риз, мгновенно ощутила и осознала, что её хроническая болезнь исцелена, ток крови был уставлен. А Спаситель стал допытываться и, как будто бы не зная, с кем это произошло, вопрошал: «Кто ко Мне прикоснулся?»

Итак, мы уразумеваем, что не всякий, говорящий: «Господи! Господи!», обретает просимое в своём сердце, но лишь тот, кто исполняет Его волю. А в чём эта воля Господа о нас? В том, чтобы мы пришли в сознание своей немощи – лишь смиренным Бог дарует благодать. Сила Его исходит и свершает своё непостижимое действие в нашей немощи, когда мы её совершенно сознаем и исповедуем. И конечно, нет среди нас ни одного, кто не чаял бы получить сегодня от Господа вместе с приобщением Святых Христовых Таин то, что ему недостает, к чему стремится, о чём скучает его сердце. А значит, должно воспринять от этой женщины те расположения и намерения, которыми она была исполнена.

Почему именно она обрела просимое? Потому что уже не надеялась ни на какое человеческое посредство. Потому что ощущала себя совершенно немощной, не имела в себе никакой надежды. Всё приложила, что только можно: и средства потратила, и людей искала, которые могли бы ей помочь – всё напрасно. Её одушевляла единственно надежда на Иисуса, в Котором, очевидно, эта болящая признала Живого Бога во плоти.

И здесь же несчастный родитель, начальник синагоги, получает просимое. К сознанию женщиной своей немощи и всецелого упования, надежды единственно на Христа добавим ещё то, чем дышал этот человек. А он совершенно забыл о себе самом. В отличие от книжников и фарисеев он уже не величался воскрылиями риз, хранилищами, уже не думал о своём статусе, не думал о том, что скажет о нём народ. Ничто из этого не занимало его сердце. Все условности для него отступили на задний план и растворились в небытии.

Почему? Потому что душа его жила в дочери. Не о себе, а о ней он думал. И эта жертвенная любовь к другому, пусть и родному, человеку, соединённая с крайним смирением, и была причиной удивительного явления Божественного всемогущества, возвращения в тело души, казалось, навсегда оставившей этот мир.

Следовательно, и нам не стоит пренебрегать мыслями о наших ближних. Но если мы хотим от Господа чего-то важного и спасительного, не будем забывать, что сердечная молитва, воодушевлённая заботой о благе ближнего, ещё скорее привлечёт к нам благодать, исполнит чаемое, подаст исправление, нежели осознание своего недостоинства.

А лучше соединить оба расположения: и смирение крайнее, и любовь бескрайнюю к ближним. Вот тогда верующему всё будет по плечу, всё будет ему возможно. И к нашей душе можно будет приложить слова Господа: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя». Не бойся, душа, любящая ближних, только веруй! И когда мы соединим сказанное в своём сердце, тогда и нам станет понятен жребий Марии, всё оставившей и нашедшей благую часть в устремлении ко Господу. Благую часть, которая не отнимется никем и ничем на земле, потому что боголюбие самоценно.

Добавим к сказанному, что иногда мы забываем в нашем устремлении к Богу одно слагаемое. Задавая себе вопрос: «Почему я стою на одном месте? Почему не сбывается то, о чём прошу? Почему я не вижу благодатного движения в своей душе? Когда же, наконец, я познаю, что есть Царство Небесное внутри меня?» – забываем об одном слагаемом, которое указано и подсказано нам истинными рабами Божиими – это слагаемое есть отречение от мира, отречение от всего, что вне Христа. Отречение от собственных пристрастий и привязанностей к тому, что мы видим: видимое временно, а невидимое вечно.

И для того чтобы, как эта кровоточивая, получить исцеление, для того чтобы нам обрести воскресение собственной души, для того чтобы нам нащупать и найти эту благую часть в единении с Господом, необходимо отречься от того, к чему привязано, слепо привязано наше немощное сердце. И, читая святых отцов, мы найдём в первой главе книги «Лествица» слова об отречении от мира, о странничестве в этом мире.

Если человек всеми фибрами души прилепился к тому, что его окружает, то и, принося долгие молитвы, он не обретает искомого. Ибо любящие Господа бесстрастной ненавистью должны возненавидеть то, что отвлекает нас от Господа. И это самоотречение необходимо ежедневно обновлять в глубинах нашего сердца, отрекаясь вновь и вновь, как мы это сделали некогда в таинстве Крещения, как иные сделали это в иноческих обетах, отрекаясь от мамоны, то есть всего сотворённого, ради любви ко Творцу.

И об этом мы тоже слышали сегодня в евангельском чтении:

Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет.2

Благая часть Марии есть сопребывание со Христом в глубинах сердечной клети, но войти в эту клеть можно не иначе, как оставив прежде всё то, что препятствует нам соединиться с Господом. Однако, когда мы сделаем это ради Христа, тогда войдём заветной дверью и выйдем в некое сокровенное пространство, которое есть Царство Христово, и найдём там пажить – то есть пищу, которой будет питаться наш бессмертный дух.

Эта пища есть Божественная благодать, неоскудно подаваемая Воскресшим Спасителем боголюбцу в недрах его собственного сердца. Не будем умножать слова и продолжать это слово, но сегодня всё, что мы слышали из Священного Писания, указует нам простой и ясный путь: исполнись сознания своей немощи, перестань уповать на земные посредства, дерзновенно приблизься ко Христу, при этом переключись с заботы о себе, любимом, на молитву о ближних, памятуя, что нет больше той любви, нежели положить за них, хотя бы мысленно, душу свою.

И когда в нас соединятся смирение и милосердие, тогда мы обретём благую часть, дверью Господа Иисуса Христа – молитвой к Нему – войдём в сокровенный мир собственной души. И Господь будет питать нас, как мать питает младенца молоком, Божественной благодатью.

И эта сокровенная жизнь во Христе станет нашим вечным достоянием, о чём меньше нужно говорить, но что мы можем и должны постигать на практике в нашей покаянной молитвенной жизни.


1 Лк. 8, 41 – 46.
2 Ин. 10, 9.
Икона: Исцеление кровоточивой женщины Иисусом Христом.
Исцеление кровоточивой женщины
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные