Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О сохранении дара Святого Причащения

Главное в деле Причащения Святых Таин не столько подготовка, сколько достойное сопребывание со Христом по окончании Божественной литургии. Ведь благодаря принятию Пречистого Тела и Крови Иисуса Христа мы одарены Божеством Спасителя, в нас воскресает новый человек — Христос, а ветхий человек, то есть наше падшее естество, бывает по Причащении совершенно очищено и сокрыто от человека.

00:18:14
О сохранении дара Святого Причащения
Протоиерей Артемий Владимиров

Мы продолжаем чествовать и славить Христа воскресшего, вознесшегося ко Отцу, чтобы десять дней спустя этого события ниспослан был в мир на апостолов Дух Святой.

С субботы вечера на воскресенье — праздник новозаветной Пятидесятницы, или День Святой Троицы, когда плоды
искупительного подвига Спасителя явлены были здесь, на земле, а апостолы, возрождённые сошедшей на них благодатью, положили начало Христовой Церкви на земле, и доныне продолжающей Христово дело спасения душ человеческих чрез осенение их по вере во Христа Божественной благодатью.

В субботу и пятничный вечер накануне — родительская Троицкая суббота — поминовение всех от века почивших крещёных православных христиан, в самых различных обстоятельствах завершивших свой земной путь. В этот день Церковь поминает и погибших воинов, быть может, не отпетых, и тех, кто скончался в изгнаниях, в плену, погиб в тюрьмах, в путешествиях, от нашествия стихий, при землетрясениях, пожарах. В народе существует ложное представление, что в субботу поминают наложивших на себя руки. Это неправильно: Церковь не может поминать тех, кто швырнул в лик Христу дар жизни. Но вот тех, кто почил при различных обстоятельствах, но не был отпет, — вот эти души мы поминаем в родительскую субботу вместе со всеми нашими почившими сродниками.

Отдание праздника Вознесения — в пятницу утром; таким образом, ещё завтра и послезавтра мы поём тропарь Вознесению Христову.

Сегодня на Божественной литургии мы слышали продолжение беседы Спасителя с учениками на Тайной Вечери. И Христос Господь, предваряя Свою смерть, говорил о том, что Он идёт ко Отцу. И эти слова о том, что Спаситель разлучается с ними, учеников Его приводил в печаль, потому что за три с половиной года, оставив родные жилища и сродников, живя в апостольской общине, они совершенной любовью привязались к Спасителю. Он был для них всем — и отцом, и матерью, и попечителем, и учителем. И немудрено, что сердца их наполнились печалью, когда Господь сказал:

«А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше» (Ин. 16, 5 – 6).

«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 21 – 23).

Эти слова говорят о многом. Они не только являются пророчеством о Воскресении Иисуса Христа из мёртвых, но и к нам, безусловно, относится это евангельское чтение. Тогда апостолы, было отчаявшиеся, действительно утешились явлением Воскресшего, так что от радости даже поначалу не верили, что это Он Сам, их Учитель. И только когда увидели следы язв на стопах, на запястьях, на ребре, поверили. Поверили, когда Спаситель при них вкусил от печёной рыбы и мёда, удостоверяя учеников, что они видят не призрак, а это Он, их возлюбленный Учитель, им явился в Своём теле, только теле воскресшем и одуховлённом.

 «В мире скорбны будете» (Ин. 16, 33), — предрекал Христос апостолам. Многие тесноты, гонения и скорби преследовали апостолов по пятам, вплоть до их мученической кончины. Притом Он же, Спаситель, говорил им о некой сокровенной таинственной радости, имея которую в сердце, они уже в этой жизни забывали о всех тяготах земного бытия. Действительно, сбылись на апостолах слова: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Так бывает и в жизни внимательных молитвенных христиан, которые страдают от собственного несовершенства, чувствуют движение страстей в своём сердце, мучаются от помыслов, наносимых лукавым, но мужественно пребывают в молитве и молении.

И в нашей жизни во Христе бывает день и час, когда Спаситель устремляет на нас Свой взор, и мы ощущаем его на себе. Все помыслы тотчас исчезают, сердце умиряется, окрыляется, совершенно примиряется со всеми невзгодами, потому что наивысшее счастье и блаженство человека здесь, на земле, — быть с Богом, предстоять Ему, ощущать Его присущим себе в глубинах своего бессмертного духа.

И всякий раз, когда мы удостаиваемся причащения Святых Христовых Таин и в нашей душе водворяются покой и тишина, мы должны вспоминать слова Господа: «О чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин. 16, 23). Отец, Сын и Дух Святый, Единый Бог, в трёх Лицах поклоняемый, любит нас, и поэтому, когда сердце осеняется тишиной, миром, спокойствием, вот тогда-то и нужно помолиться. И не столько о себе, сколько о ближних, потому что всего более Богу угодна бескорыстная молитва, в которой мы просим здоровья, мира, полноты всех благ нашим ближним, молимся за всю Церковь и за всё человечество, которое воспринял на Себя Господь и Спаситель.

В этом отношении минуты, часы по Причащении Святых Таин совершенно неповторимы, драгоценны и уникальны. К сожалению, не все это понимают и к этому внимательно относятся. Об этом можно судить по устроению души православных христиан, выходящих из храма после Божественной литургии. Иные как-то тратят силы на подготовку к Причащению, но совершенно не тратят силы на то, чтобы сохранять этот Божественный Дар, как написано в предварении благодарственных молитв, «в немногословии, в воздержании и в трезвении».

Некоторые умудряются, имея «стаж» в несколько десятков лет церковной жизни, по Причащении мгновенно рассеиваться, обнаруживая тем свою поверхностность, легкомыслие, я бы сказал, недостаток любви и благодарности к Спасителю: любопытствуют, многословят, суетятся, иные даже умудряются вновь возвращаться к тёмным чувствам обиды, ревности, недовольства. Удивительно! Не боятся слов Священного Писания:

«Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13, 26 – 28).

Почему Господь изгонит нас вон? А потому, может быть, что мы сами затворяем врата сердца своего пред Ним и заключаем Его в темницу собственной души по Причащении вместо того, чтобы предоставить Ему, как Царю, восседать
на престоле нашего сердца, собеседовать с нами, нас услаждать, просвещать Своей Божественной благодатью.

Главное в деле Причащения Святых Таин не столько подготовка, сколько достойное сопребывание со Христом по окончании Божественной литургии. Ведь благодаря принятию Пречистого Тела и Крови Иисуса Христа мы одарены Божеством Спасителя, в нас воскресает новый человек — Христос, а ветхий человек, то есть наше падшее естество, бывает по Причащении совершенно очищено и сокрыто от человека. Многие пророки и цари хотели бы видеть этот день, но не видели его, а нам это даровано. Нам предоставлена редчайшая возможность лицом к лицу созерцать Господа, беседовать с Ним, просить Его за себя, за близких, об исполнении наших сокровенных желаний – о победе над страстями, над диаволом, о даровании нам благодатных даров смирения, чистоты, любви. Нам необходимо укорениться в благодарении Господа.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы действительно причащались разумно!

 

На фото: Протоиерей Артемий Владимиров.
Протоиерей Артемий Владимиров
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные