Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О сохранении единства духа в союзе мира

Завершая первый день Великого поста, по обычаю нашей обители, проведём небольшую беседу на Священное Писание. В этот раз мы с вами обратимся к новозаветным писаниям и изберём для сегодняшнего размышления IV главу Послания апостола Павла к Ефесянам, стихи с первого по десятый.

00:30:09
О сохранении единства духа в союзе мира
Протоиерей Артемий Владимиров

Помолимся кратко, дорогие братья и сестры, и, завершая первый день Великого поста, по обычаю нашей обители, проведём небольшую беседу на Священное Писание. В этот раз мы с вами обратимся к новозаветным писаниям и изберём для сегодняшнего размышления IV главу Послания апостола Павла к Ефесянам – жителям града Ефеса. Предыдущая мысль апостола сосредотачивалась на Воскресшем Господе Иисусе Христе, Который, став главою Церкви, созидает Её как Тело Своё, состоящее из нас, порознь – отдельных членов, а вместе – собранных в таинственное Тело Спасителя.

«Итак, – продолжает свою речь апостол Павел, – я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4. 1).

Апостол в это время был заключён в темницу. Не как злодей, не как преступник, но как проповедник Евангелия Христова. Предмет проповеди апостола – Божественная любовь, которая низвела Сына Божия на землю. Божественная любовь, ради которой Сын Божий облёкся в наше естество и, желая искупить человеческий род от погибели, пострадал даже до смерти. Ради этой любви Божественной и свидетельствования о ней апостол оказался в узах.

Обращаясь к ефесянам, с которыми он поведёт речь об единстве духа, единомыслии, союзе мира чад Церкви, апостол напоминает им, что страждет, находится в узах ради Господа, и, таким образом, добивается полноты внимания и благоговейной веры к своим словам. Говорит мягко и кротко, хотя имеет все основания требовать. «Умоляю вас, молю вас сделать одолжение, снизойти к моей просьбе поступать достойно звания, в которое вы призваны».

Наше звание (или призвание) осуществлено Божественной благодатью. На этот зов все мы откликнулись верою в Бога, доверием к Нему. Приняв это звание, став Христовыми, мы тотчас обрели вечную жизнь во Святой Троице, стали причастниками Божественной благодати.

Благодать Господня, излившись на Церковь, как говорит апостол Павел в ином месте, наставляет каждого на благочестное, праведное и целомудренное житие (ср.: Тит. 2, 12). Благочестное в отношении ко Господу, Которого мы призваны возлюбить всем существом. Праведное – в отношении к ближним, ради которых мы призваны полагать свои души, любя их, как нас возлюбил Христос. И целомудренное – в отношении собственного естества, которое, по Божьему определению, должно быть в непорочности соблюдено ко дню Страшного Суда: дух, душа и тело, избранное как сосуд Божественной благодати.

Итак, поступайте достойно звания, в которое мы призваны. Если мы по призванию – чада Божии, вместилища благодати, обители, в которых сам Бог хочет пребывать, то и поступать мы должны достойно этого призвания. И речь пойдёт не о чём ином, как о полноте единомыслия и мира между собою, о согласии всех членов Тела Церкви, их любовном служении друг другу.

Далее апостол раскрывает эту мысль:

«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 2).

Как прийти к полноте единства, к сохранению мира друг с другом? Начинать до́лжно со смиренномудрия, которое выражается в словах апостола Павла: «Из всех грешников первый есмь аз» (см.: 1 Тим. 1, 15). Смиренномудрие побуждает нас ближних предпочитать себе самому, воздавать им бо́льшую честь, служить им нелицемерно.

Начинается смиренномудрие с помышления о собственном ничтожестве, ведь мы воззваны творческой Десницей к бытию из персти земной, а та – из небытия. Мы – Божьи создания. «Он сотворил нас, а не мы» (Пс. 99, 3). Без Него мы не имеем сил к бытию. Мы всецело зависимы от Него. «Им, Богом, мы живём и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Он – всё для нас, и всё благое в нас и в нашей жизни – от Него. А сам по себе, отдельно взятый я – ничто. И, отврати Господь на долю секунды Лице Свое от меня, я распадусь в пустоту. И это своё происхождение, эту свою немощь и сознание своей греховности, из которой вызволяет меня Господь, даром низводя Духа Святаго в моё сердце, я должен всегда иметь в глубинах собственного сознания.

«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 2).

Итак, человек смиренномудрый, знающий своё место и меру, благодарный Господу за самый дар жизни, всегда будет наслаждаться кротостью. Кротость есть прежде всего победа над неправильным действием гнева – той энергии, которую мы призваны обращать на собственные страсти и на падшего духа. Кротость есть укрощение раздражительности. Кротость низводит на сердце тишину, неколеблемый мир и покой. Но и, противостоя всякой страсти, укрощая её, – будь то чревоугодие или уныние, или гордостное помышление о себе, или всякое нечистое пожелание, – укрощая эти страсти, мы становимся доступными воздействию Божьей благодати, которая всё упорядочивает, помогает нам отсечь излишества, пристрастия, всякую чрезмерность, и дарует нам разумение меры в пользовании всеми земными дарами. А эта мера – в том, чтобы при пользовании земными благами не терять способность прославлять Творца, Который не лишил нас ни небесных, ни земных благ, дабы мы познавали Его щедрость, Его отеческую благость.

«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 2).

Итак, со смирением в сердце, спокойствием и миром, кротостью и долготерпением снисходите друг ко другу любовью. Долготерпение есть исполнение на деле того, о чём Господь говорит: «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Действительно, Единый Бог, бесконечный в Своих совершенствах, всеблаженный, вечный, благой, дарующий нам Свою благость, когда мы предстоим Ему, делится с нами Своей благодатью и делает наши сердца мирными и лёгкими, и благими. Но всякий человек ограничен по своему сотворению, а ещё и грешен, как все мы, собратья по несчастью. Благость Божья каждого из нас призывает войти в единение с Творцом, но на этом пути встречаются многие препятствия – и внешние, и внутренние.

Каждому человеку противоборствует лукавый. Каждый человек облечён, обложен страстями. Искушаемый, прельщаемый, он не представляет собою совершенства, и поэтому общение нас друг с другом требует и терпения, и долготерпения. По определению я тяжёл, а не лёгок. Благ единый Бог, живущий во свете неприступном. И, стало быть, зная о своих несовершенствах, я призван весьма осторожно и кротко, и деликатно общаться с людьми, не обременяя их дополнительно, – им достаточно своего груза.

И в отношении общения каждый христианин должен запастись этим мудрым терпением и долготерпением, и благодушием, потому что, где люди, там и страсти; где взаимоотношения, там и искушения, недоразумения, огорчения. И тот, кто теряет спокойствие, раздражается, излишне требователен, – не слишком мудр, потому что мучения его будут, в таком случае, бесконечны. И напротив, если вооружиться смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, не ожидать от ближних ничего, кроме неудобств, но при этом не переставать любить их, не переставать служить им, философски и благодушно принимая все беспокойства, связанные со служением – вот путь, идя по которому, мы станем причастниками Святого Духа.

«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 2).

Так и говорит апостол: «Снисходя друг ко другу любовью». Снисходите, то есть не будьте излишне взыскательными, жёсткими, требовательными, но понимайте меру каждого человека, охотно прощайте, молитесь о людях, дабы Господь усовершил их, исполнил их смирения, кротости и любви, как молитесь о себе самих. И, таким образом, будет царствовать в общении друг с другом любовь.

Итак, снисходите друг ко другу любовью, предварительно вооружившись смиренным суждением о себе, безгневием и великим терпением.

«Стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Христос Спаситель, обращаясь ко Отцу на Тайной Вечери, говорит: «Да бу­дут все еди­но, как Ты, От­че, во Мне, и Я в Те­бе, так и они да бу­дут в Нас еди­но» (Ин. 17, 21). Христос Спаситель таинственно соприсутствует каждому из Своих учеников, членов Церкви. Христос в нас, Он щедро изливает в наши сердца Божественную благодать. Главной нравственной задачей христианина в общении с себе подобными является сохранение неколебимого мира, единомыслия, единства духа в союзе мира. Самое дорогое, что у нас есть – это благодатный мир Христов.

В обилии наполняя наши сердца на соборной Божественной литургии, в Святой Евхаристии сплачивая нас друг с другом в единое Тело, Господь желает, чтобы Божественная литургия весь день продолжалась в нашей жизни, то есть чтобы мы и сохраняли, и умножали этот дар небесной любви, избегая всякого повода к огорчению, ссоре, осуждению, разномыслию, но, наслаждаясь миром Христовым, умножали и делились им друг с другом чрез служение, чуждое эгоизма.

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф. 4, 4).

Действительно, самое великое чудо, дарованное нам на земле – это наше единство в Теле Христовом. Вот почему святые отцы говорят, что грех против Церкви, привнесение ереси или раскола, которые раздирают нешвенный хитон Христов, есть самое страшное преступление, по существу, хула на Святого Духа, Который и собирает человечество в Церковь, сообщая ему, человечеству, небесное единство.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – говорит Спаситель (Ин. 13, 35).

И действительно, об этом и должен всего более радеть совершенный христианин, стараясь, как мы с вами говорим, избегать всякого повода ко греху разделения, более всего ненавидя огорчения и всё то, что привносит раскол в семью, в приходскую общину, в монашескую общину, в единение христиан в их стране.

«Как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф. 4, 4).

Действительно, наша надежда – это Воскресший Христос. Всех нас ожидает собрание к Нему. Господь хочет видеть в нас кротких словесных овец, и уже в этой жизни поставить одесную Себя, на стороне смиренномудрия, кротости, долготерпения и любви. Никого из нас Бог не обделяет Своей милостью и щедротами, всех хочет напоить безмерно Своей любовью, соделать причастниками Святого Духа.

«Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5).

Один у нас Господь, одна правая вера, одно Крещение. Одна Церковь, недра которой благодатны, чрез Таинства которой мы становимся причастниками Духа Святого.

«Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 6).

Замечательно, что все люди, независимо от степени удалённости от Матери Церкви, понимают, что Бог один. Действительно, один Творец, создавший небо и землю. Но Он послал в мир Единородного Сына Своего, дабы чрез веру в Сына и послушание Ему нам получить усыновление у Единого Бога. И для того, чтобы иметь этого великого и страшного Бога Отцом своим, получить от Него вечное наследие, мы призваны верою восприять Сына Божия. И это дар вселенской Православной Церкви, которая ежедневно вбирает в Свои недра души человеческие от всех племён и языков.

«Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 6).

Некоторые из святых отцов видели здесь указание на Святую Троицу: над нами Отец, раскрывший нам Небесное Отечество; чрез Сына Своего Он сотворил весь мир и каждого из нас, даровав нам бессмертный Свой образ; и во всех нас Дух Святой, благодать Духа Святого, и свершающая это таинственное единение прежде разрозненного человечества в лоне Церкви.

«Каждому же из нас, – продолжает свою речь апостол, – дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4, 7).

Все мы веруем во Святую Троицу. Всем нам открыты Отчии объятия, Господь не скупится и каждого из нас призывает к Евхаристической Чаше. Он желает жить в сердце каждого из нас. Но при этом каждому из нас ещё и дана особая благодать по мере дара Христова. Все мы разнимся друг от друга, несмотря на общность человеческой природы. Каждый человек по замыслу Божию уникален и неповторим. У каждого из нас свои способности, свои таланты, соответствующие ведомому Богу месту в лоне Матери Церкви, соответствующие той нише, которую мы предназначены занимать в этом стройном вневременном, внепространственном здании.

Соответственно, Бог, призывая нас на то или другое служение, ниспосылает ещё особые дары, не ради нас самих, но ради Матери Церкви. Заботясь о всех, Господь украшает нас теми талантами и дарами Духа Святого, которыми мы призваны, оставив позади всякое самолюбие и гордость, служить окружающим. Церковь иерархична: в ней есть начальствующие, есть подчинённые, есть пастыри, есть пасомые. Каждый имеет своё служение: один служение в семье, другой служение в монашеской общине. У каждого из нас есть свои индивидуальные, естественные, природные дары, которые Дух Святый доводит до совершенства при нашем старании. Дар тайной молитвы у одного, дар деятельной любви у другого, дар благого утешительного слова у третьего, дар общения друг с другом у четвёртого, и так без конца. И нет человека обделённого, нет человека отвергнутого, но каждый, как драгоценный камень, сияет своими гранями, будучи посаждён на непогрешимое основание Церкви Господа Иисуса Христа.

Апостол ведёт речь к тому, что между нами не должно быть ни зависти, ни превосходства, потому что у нас одна глава Христос, и, служа другим, мы служим Ему. И, как в теле каждый член занимает своё место и имеет своё назначение, и, как в ином послании апостол скажет, не все являются рукой, не все ногой, но есть рука, есть нога, есть глаз, а есть ухо (см. 1 Кор. 12), так мы, по замыслу Божьему собранные вместе, представляем собою чудесное разнообразие даров и талантов.

Но эти дары и таланты дарованы нам не для самоутверждения, которое ведёт к потере Божьей благодати, не на погибель, а для служения друг другу и Христу и прославлению Его святого имени. И пусть никто не смущается, потому что каждому дан дар противу силы его: один получил два таланта, а не пять, потому что не сможет вместить пять, а другой получил пять талантов, потому что его естество способно их вместить. Но и спрошено будет с того, кто получил два таланта, ещё два таланта: он должен умножить ниспосланный ему дар. А получивший пять талантов подлежит сугубой ответственности. И если помыслить о строгости Суда Божьего и о том, что с каждого будет взыскано не только по объёму полученного, но и по тому, как он умножил это полученное, то иной мудрый будет даже радоваться, что получил два таланта, а не пять, потому что ответственность его меньше пред строгим Судией.

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4, 7 – 8).

Апостол вспоминает шестьдесят седьмой псалом, в котором рассказывается о том, как ветхозаветный Израиль был введён Богом в Землю обетованную, и каждому из двенадцати колен был определён свой удел и своё историческое время пребывания. Это воспоминание о библейской истории, распределение жребиев в Земле обетованной было прообразом чего-то высшего, а именно того, что Христос на Кресте сокрушил диавола, взошёл ко Отцу, воссел одесную Его и ниспослал в мир Божественную благодать. Пленив лукавого и соделав наши сердца способными к восприятию Духа Святаго, Он дал дары человекам. Каждый из нас получил свой удел, каждый из нас имеет своё призвание, каждый из нас имеет в Церкви своё служение, чем он должен и заниматься с тщанием, прилежанием и страхом Божиим как имеющий дать отчёт.

И служить нам подобает не ради самих себя, а ради Христа и ради Его Церкви, ибо мы все – члены Церкви. Мы все нужны друг другу. И, повторяем, присущие нам таланты не наши, но они принадлежат нашим ближним, которые должны пользоваться Божественной благодатью чрез наше служение.

«А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9 – 10).

В этих заключительных на сегодняшний день словах апостол Павел говорит о том, что мы имеем воистину вездесущего и всемогущего Владыку – Христа. Господь по Воскресении Своём взошёл на небеса, прежде снизойдя на землю, оставаясь на небесах. И не только снизойдя на землю, но и в преисподняя земли, осветив лучами Своего Божества самые отдалённые, так сказать, закоулки ада, выведя из недр его всех, кто чаял пришествия Христова.

И это исполняет нас веры и убеждения, что Богу всё возможно, и нет ни единого закоулка в нашем сердце, который бы Он не видел. Всё наго и обнажено в очах Его. Бог воистину всеблаг и всесилен. Он видит и слышит каждого из нас, прошения наши достигают Его ушей ещё прежде, чем они произнесены устами. Всё Ему по силам. Соответственно, от нас требуется лишь одно – всецело ввериться Его Промыслу. Исполниться страха огорчить Его Божественную любовь, чрез вольные согрешения потерять Его милость. Требуется всегдашняя благодарность Господу за Его преизбыточествующие милости, требуется смиренномудрие, кротость и долготерпение и изгнание из своего сердца всякого себялюбия. Дабы мы, нисколько не гордясь и не величаясь своими потенциями и возможностями, прославляли Господа в простоте сердца, служа Богу и ближним на том месте, на которое поставил нас Господь. Аминь.

Да хранит нас Господь и Матерь Божия.

На фото: отец Артемий. Беседа 7 марта 2022 г.
Протоиерей Артемий Владимиров. Беседа 7 марта 2022 г.
декоративная горизонтальная черта




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные