Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О спасительных страданиях Господа

Видеобеседа в Великую Пятницу о крестном пути Спасителя и духовном значении плача дщерей Иерусалимских. «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».

00:21:01
О спасительных страданиях Господа
Протоиерей Артемий Владимиров

Для нас важно каждое слово, исшедшее из уст Спасителя, и особенно слова, предварившие Распятие. Спаситель кротко следует на Голгофу, сгибаясь под тяжестью крестного Древа, и слышит плач верных Своих учениц, дщерей Иерусалимских, которые, не имея возможности приблизиться к Нему и облегчить Его страдания, сочувствуют Ему гласно и плачут. Оборачиваясь на их стенания, Господь изрекает: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».

Это завет – плакать о себе – каждый из нас должен непременно претворить в своей жизни. Наши дети – это наши мысли, помышления, исходящие из глубины немощного и грешного человеческого сердца. Это наши чувства, начинания и намерения, слова и поступки. Это образ мысли и образ жизни каждого из нас. И все они, эти чада наши, от мыслей до деяний, достойны оплакивания, потому что отравлены страстями, которые гнездятся в глубине человеческой души.

Вот почему, желая очищения и освящения, мы исполняем этот завет Господа о плаче, и со вниманием, не спеша, духом предстоя Небесному Отцу, взываем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».


Приветствую вас, дорогие друзья – школьники, взрослые, прихожане Алексеевской обители в Москве, других храмов и монастырей!

Сегодня Великая Пятница – Крестная Пасха, день великой скорби, когда Господь Иисус Христос, уврачевывая и исправляя Адамово преслушание, взошёл на Крест и простёр руки на Голгофском Кресте. В тот самый час, когда первый Адам вкусил запретный плод и лишился Божественной благодати, а с нею и бессмертия; подпав под власть падшего духа, впустил в своё сердце страсти, которые, став и для нас причиною тления, и нам причиняют боль и страдание.

В Великий Четверг вечером, вы помните, знаете, и сами, наверное, прочитали дома Страстные Евангелия, шаг за шагом следуя за нашим Искупителем, Который, будучи пленён Своими врагами в Гефсиманском саду, приняв предательский поцелуй от Иуды, добровольно отдал Себя в руки недругов. Не потому, чтобы у Него не хватило сил освободиться от Своих преследователей, но исполняя волю Отца, желая вкусить чашу скорбей, спасительных для нас, и самую смерть. Господь претерпел неправедный суд от Пилата, не нашедшего, впрочем, причин к осуждению Царя Иудейского. Господь слышал лжесвидетелей и созерцал Божественным оком, как первосвященник, разодрав на себе одежды в знак мнимого богохульства Его, засвидетельствовавшего Свое Богосыновство, потребовал смерти для Сына Человеческого.

Уши Божественного Страдальца внимали безобразному воплю и крику бессмысленной толпы, которую первосвященники подучили кричать: «Кровь Его на нас и на детях наших»1. Это ужасное самопроклятие, как бич и язва, до сих пор преследует потомков Авраама по плоти, которые не хотят увидеть, узреть в Иисусе Христе обетованного Мессию.

Приняв на Себя бичевание и издевательства, битье тростью, увенчанный терновым венцом, Иисус Христос влечёт Свой собственный Крест на гору Голгофу, иногда падая под Его тяжестью и вновь вставая, потому что для сего страшного часа Он и пришёл в этот мир Бог, облекшийся в невинную, безгрешную человеческую плоть. И для нас, дорогие мои собеседники, жизненно важно каждое слово, изшедшее из уст Спасителя и особенно слова, предварившие Распятие, слова, произнесённые с высоты Голгофского Креста.

Спаситель кротко следует на Голгофу, сгибаясь под тяжестью Крестного Древа, и слышит плач верных Своих учениц, дщерей Иерусалимских, которые, не имея возможности приблизиться к Нему и облегчить Его страдания, гласно сочувствуют Ему и плачут, видя ужасающую несправедливость, явленную в поругании благодетеля Израильского народа.

Оборачиваясь на их стенания, Господь изрекает: «Что плачете обо Мне, древе зеленеющем, – плачьте о себе и детях ваших! Ибо, если сделали то с древом зеленеющим, что будет с древом сухим?»2 Этот завет Христа плакать о себе и о чадах своих каждый из нас, по мере разумения, веры, преданности и любви к Спасителю, должен непременно претворить в собственной жизни.

Наши дети, наши чада – это наши мысли, помышления, исходящие из глубины немощного и грешного человеческого сердца. Это наши чувства, начинания, намерения (пусть неосуществившиеся), это наши слова, поступки, действия, это образ мыслей и образ жизни каждого из нас. И все они, эти чада наши, от мыслей до деяний, достойны оплакивания, потому что отравлены страстями, которые гнездятся в глубине человеческой души: гордости и тщеславия, сребролюбия и гнева, уныния и печали, плотской нечистоты. Вот почему исполняем мы этот завет, желая очищения, освящения, чтобы око нашего сердца стало простым и светлым, и самое тело, весь состав наш избавлен был от нечистоты и тления.

Исполняем мы завет Господа Иисуса о плаче, когда со вниманием, не спеша, духом предстоя Небесному Отцу, взываем: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, очисти мя грешного (грешную)».

Вот Христос у подножия Голгофы. Воины предлагают Ему опуститься на Крест, горизонтально положенный на земле. Спаситель, подобно древнему Исааку, не противоречит. Как агнец, кроткий и безмолвный, Он ложится на Крест и простирает руки на его перекладину. Воины большими гвоздями пригвождают запястья и стопы Христа к Древу. Из уст кроткого Страдальца слышатся слова: «Отче! Прости им – не ведают, что творят», терзая чистейшую плоть воплощенного Бога Слова – Того, Кто воскрешал еврейских мертвецов, Кто насыщал чудесно умножившимся хлебом и рыбою тысячи людей, Кто прикосновением десницы и единым словом исцелял безнадежно больных людей.

«Прости им – не ведают, что творят» – это воззвание Сына Божия ко Отцу пусть будет напечатлено в глубинах нашего духа, чтобы мы никогда не позволяли диаволу влагать в наши сердца озлобление, отчуждение, ненависть, мстительность, ярость, но чтобы на самих недоброжелателей наших мы смотрели как на несчастных, искалеченных гордостью и злобой людей, внутренне скорбели об их помрачении и желали бы им покаяния.

Какая великая, непоколебимая сила духа Иисусова звучит в этих словах: «Отче! прости им – не ведают, что творят». Действительно, христианин должен быть чужд озлобления и мстительности, когда речь идет об оскорблениях, направленных против него самого. Господь страждет на Кресте, когда меркнет солнечный свет: багряное светило, кажется, не в силах взирать на своего Творца и Владыку.

– Сыне! вот, матерь твоя.
– Жено! се, сын Твой. – Господь усыновляет юного Иоанна, впоследствии апостола любви, Иоанна Богослова, Пречистой Деве Марии, а в его лице и всех искренних и трепетных Своих учеников отдает под покров Царицы Небесной.

Воспользуемся этой Царской милостью, дорогие друзья, и не забудем ежедневно прибегать к Пренепорочной Деве, возвещая Ей архангельское «Радуйся!», произнося молитву «Богородице Дево, радуйся!», или сводя наш детский вопль к трем словам: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Никто не может прийти ко Отцу, как только чрез Сына. Никто не может прийти к Сыну без невидимого ходатайства и участия в нашей жизни Пречистой Девы Марии, являющейся нашей матерью в Духе Святом. И как жалко, как скорбно видеть крещёных людей, которые не боятся оскорблять любовь к нам Пресвятой Богородицы развратным поведением или сквернословием, нечистыми мыслями, созерцанием постыдных картин. И, вместе, как отрадно за тех, кто, покаявшись во вчерашних непотребствах, льнут к стопам Пречистой Девы, обещая хранить свою совесть от самомалейшего греха ради руководствования нас, грешных, со стороны Царицы Небесной.

«Жажду», – запекшимися от крови устами произносит Господь, всевидящим Своим взором созерцая несчастного Иуду, который, как вы помните, вместо покаяния, вместо исповедания своего греха лишь сокрушился о содеянном и, вопреки воле Божией, наложил на себя руки. Да избавит Господь кого бы то ни было от уныния, отчаяния, безверия, да вдохновит нас совершенно надеяться на милость Его и чрез покаяние да будет Господь нашим милостивым Утешителем и Спасителем.

«Жажду покаяния Твоего, Иуда!» – восклицает Господь. Жаждет Он и нашей обращённости умов и сердец к Нему, Распятому на Кресте Страдальцу. И лучше бы не родиться на земле человеку, который равнодушно проходит мимо Голгофского Креста, который насмешливо свистит или глумливо смеётся, или осыпает укоризнами страждущее воплощенное Слово.

«Или, Или! лама савахфани? Боже мой! Боже мой! Почто оставил Мя еси?»1 – повторяет Спаситель псаломское изречение царя Давида, во исполнение Писания и в восполнение нашей немощи. Ведь отныне, в каких бы тяжёлых обстоятельствах, в отчаянной ситуации, пред лицом самой смерти ни оказался Его, Господа самомалейший ученик, едва лишь только он произнесёт эти слова: «Отче, почто оставил мя еси?», как Божественная благодать тотчас снизойдёт, осенит, укрепит, защитит последователя Господа Иисуса Христа, ибо Отец узнает эти слова в наших устах как слова, произнесённые возлюбленным Его Сыном, и ради Его страданий прострёт нам, немощным и грешным, Свою крепкую, защищающую нас десницу.

«Свершилось!» – восклицает Спаситель, прежде чем закрыть Божественные очи и, склонив главу, испустить дух. Он произносит это слово как Победитель, как Богочеловек, установивший Новый Завет Своей Божественной спасающей любви с родом человеческим.

Свершилась славная победа над диаволом, над грехом, над страстями, которые отныне низложены безгрешным Сыном Божиим, по беспредельному милосердию Своему Самому Себе усвоившим вину, тяготевшую над всем человеческим родом, и тем самым искупившим нас от владычества смерти.

«В руце Твои (в руки Твои), Отче, предаю дух мой», – произносит последние слова подвигоположник нашего спасения, уча нас не отчаиваться в предсмертный час, но со всецелой верой, несумненной надеждой и спасающей нас любовью к Отцу Небесному вверять Ему свою душу. Сам Христос приимет её в Свои руки, ибо за каждого из нас Он пролил на Кресте бесценную Свою Кровь.

Вот эти словеса, речения Спасителя нашего, произнесённые во время страданий и Голгофской муки, запечатлеем, дорогие друзья, в нынешний час в наших сердцах, с тем чтобы, сострадая, сораспинаясь Христу сегодня, совоскреснуть с Ним завтра, и, по выражению церковной песни, весёлыми ногами шествовать в немеркнущий свет Христовой Пасхи. 


1 Мф. 27, 25.
2 См.: Лк. 23, 28 – 31.
1 См.: Мф. 27, 46.
Крестный путь Спасителя
Крестный путь Спасителя
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные