Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О светильнике молитвы

Проповедь на евангельское чтение о горящем светильнике молитвы в сердце христианина. Истинная молитва выявляет себя в горении нашего духа, всегдашней обращённости его к вечности, к Богу, ко Христу.

00:12:32
О светильнике молитвы
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братия и сестры, с субботней Божественной литургией, днём памяти святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и матери их Феодотии. Их святыми молитвами Господь да сохранит всех нас во здравии.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.1

Завершая святую литургию, вспомним приточные слова Спасителя, слова таинственные, высокие: о светильнике возжжённом, который никто из хозяев не ставит под кровать, не покрывает никаким сосудом, но ставит на свещнике, на подставке, дабы все входящие в дом видели свет. Затем Христос присовокупляет: нет ничего тайного, что не стало бы явным; сокровенного, что не пришло бы в явление. Те, кто имеет, тем будет прибавлено, а тем, кто думает, что имеет (но на самом деле не имеет), у таковых отымется и то, что они думают, что имеют. Блюдите, како слышите! Имеющий уши слышать да слышит.

Прежде всего слова Господа: «Тем, кто имеет, тому будет прибавлено». Речь идёт об усердии к угождению Богу. Усердии, которое появляется во внимании к нашему собственному сердцу, в постоянстве молитвенного взывания ко Господу Иисусу Христу, всегдашней бдительности, готовности отразить нашествие лукавых помыслов. Речь идёт о самособранности христианина, о его желании приближаться к Богу через покаяние и молитву, о его любви к Создателю, выражающейся в богоугождении.

Это важнейшее и неотъемлемое условие нашего спасения, потому что Бог нас без нас не спасает. Потому что Он всё сделал для нашего спасения, но ждёт нашего произволения, желания, подтверждаемого в наших бессильных усилиях, желания привлечь на сердце Божественный дар благодати Святого Духа. И всякий, имеющий уши, да слышит. Спасение близко и возможно! Оно соделано Христом посреде земли, на Голгофском Кресте. Отсюда просияла вечная жизнь воскресением Спасителя, усвоившем Себе вину за всё человечество, искупившего наш род драгоценною Своею Кровию.

И всякий, зажёгший светильник, должен поставить его на подсвечник, но не прятать под кровать и не покрывать никаким сосудом, ведь тогда пламя, не имея воздуха, погаснет. Любовь ко Господу, усердие к Нему выражается в молитве, а истинная молитва выявляет себя во всегдашнем горении нашего духа, обращённости его к вечности, к Богу, ко Христу. И если наш дух устремлён к Богу, то это всегда имеет ясное и сердцу понятное выражение: наши мысли, наши чувства, наши намерения как языки пламени устремлены к Небу. Если же мы забываем Господа и оставляем свою первую любовь к Нему, то это тотчас выявляется по состоянию нашей души: мысли, как туман, стелются по земле, чувства преимущественно бывают низменные, намерения своекорыстные, эгоистичные и злые.

Итак, Сам Христос говорит и просит: «Да будут светильники ваши горящими»2. То есть самой благодатью, дарованной нам искупительным подвигом Иисуса Христа, мы призваны всегда утреневати к Богу, устремляться к Нему всем своим существом, как цветок тянется к источнику света и тепла. Тот, кто понимает соль и суть христианской жизни, не сводит её ни к чему внешнему, но блюдёт, наблюдая за внутренним. Как говорит апостол об истинном богоугождении, в чём оно: в неистленной красоте кроткого и молчаливого духа, в потаенном человеке, запрятанном глубоко в сердце. Вот это ценно и приятно Богу.

Тот, кто понимает путь спасения, такой человек будет всемерно заботиться и радеть, чтобы искра Духа Святого, возжжённая внутри нас, не угасла. Как дети повторяют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

И это тайное покаянное делание, молитвенное устремление ко Христу утаиться ни от Бога, ни от ангелов не может. Но этот свещник, если только мы закрываем его от враждебных вихрей, если все душевные и телесные силы посвящаем внутреннему припаданию пред Господом, призыванию Его святого имени, будет обязательно поставлен на средину храмины, дабы все входящие видели свет. То есть наши мысли, чувства, слова, поступки, действия, весь образ жизни обязательно будет проникнут, пронизан, освящён тем благодатным светом, который накапливает богобоязненный и усердный раб Божий в глубинах своей души, припадая к стопам Спасителя и призывая Его святое имя.

Это тайное покаянное делание будет явным. Речь идёт, конечно, не о людском признании, уважении и прочем, что весьма опасно для нравственности. Но речь идёт о том, что это горчичное зерно молитвы, незаметно упав в почву нашего сердца, обязательно прорастёт, и некогда христианин увидит, что Бог Своим присутствием освящает все сферы его, христианина, бытия. То, что казалось невозможным, становится удобопостижимым; то, что было неимоверно трудным, бывает лёгким, неприятное становится предметом услаждения и радости. Господь становится всем для Своего ученика, как говорит святой апостол: мы Богом и движемся, и существуем2. Господь таинственно в нас пребывает, соделывая нас храмом Духа Святого, что, конечно, является предметом всех желаний и чаяний для того, кто хочет спасти свою душу.

Ну а что касается окружающих – это не наше дело. Будут нас хвалить – мы будем обороняться словами: «Слава Тебе, Боже! Вы судите о нас по чистоте своего сердца. Если бы знали, кто я и что я, тогда бы отвернулись, наверное, от меня, с молитвой о спасении моей души». Будут ли нас подгнабливать и осуждать – непростое для нас, но весьма полезное и спасительное дело. Пусть, Господи, меня весь мир возненавидит, лишь бы Ты спас мою грешную, слабую и немощную душу. За всё Ему хвала! Слава Богу за всё: и за скорбь, и за радость.


1 Лк. 8, 16 – 18.
2 См.: Лк. 12, 35.
3 См.: Деян. 17, 18.
Горящая лампада перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы.
Горящая лампада
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
послания святых апостолов
Ветхий Завет

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные