Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О тайне небесного гражданства

Проповедь на евангельское чтение: «... но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». И, как записаны имена наши на небесах, так и в сердцах наших запечатлеем имя Господа Иисуса Христа.

00:16:06
О тайне небесного гражданства
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с днём святого архистратига Божьего Михаила, явившегося некогда в Малой Азии подвижнику Архипу в самый страшный час: турки хотели уничтожить маленькую церковь, воздвигнутую в горах, направив туда горную реку (изменив течение, русло это речушки). И святой Архип, в бессилии молясь Христу, паче чаяния обрёл чудесную помощь: архангел Михаил, явившись внезапно с небес, копьём ударил в недра земные, и в эту образовавшуюся расселину стремглав ушёл бурный поток. Храм остался невредимым, а злоумышленники, видя происходящее у них на глазах, исповедовали веру во Христа и приняли христианство.

Это чудо отчасти разъясняет нам таинственное видение из Книги Откровения, где Иоанн Богослов говорит об апокалиптической жене – Церкви.

И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.

Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей1.

С крыльями большого орла Она скрылась от преследующего Её багряного дракона, диавола, в пустыне, пребывая в неведомых местах три с половиною года. Но сатана из своей пасти испускает страшный мутный поток, который вот-вот уже должен поглотить Жену, однако отверзается земля и принимает эту воду. Поток бесследно исчезает в недрах земных.

Те, кто читают Книгу Откровения, размышляют, что это за поток. Может быть, это те самые губительные соблазны, о которых мы сегодня слышали у евангелиста Матфея2, соблазны, имеющие прельстить многих избранных, так что и в их сердцах оскудеет любовь. Архангел Михаил спас горный храм, тем самым засвидетельствовав, что и в последние времена Мать Церковь, гонимая от всех, будет хранима Богом, имея крыла большого орла: то есть находясь под покровом всемогущества и премудрости Божиих.

Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах3.

Апостолы, по возвращении с дела проповеди в городах и селах Палестины, с радостью свидетельствовали Христу Искупителю, что бесы исходят из одержимых ими, слыша в устах учеников имя Христово. Спаситель, с любовью взирая на Своих учеников, отвечал им: «Радуйтесь не только о том, что вам повинуются падшие духи. Как же им не повиноваться вам, Моим ученикам, когда Я видел сатану, подобно молнии ниспадшим с неба?» Повелением Божественной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Архангел Михаил, праздник которого сегодня мы отмечаем, низверг возгордившегося херувима с Неба на землю. Это падение денницы было подобно молнии, сверкающей ночью на небосводе. «Этой властью Я облёк вас, – говорит Христос апостолам, – се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и она вам нимало не повредит».

Слова эти очень важны для нас, страждущих от насильства лукавого, действующего посредством наших страстей, желаний и помыслов. Не будем забывать, что мы, уверовав по слову апостолов, восприняли Божественную благодать, как и они, и эта благодать даёт нам всё необходимое и достаточное, чтобы при условии нашего смирения, покаяния, внимания и молитвы освободиться от пленения лукавых духов. Как те ни хитры, как ни жестоки, как ни неуловимы в попытках погубить нас, благодать Христа за нас споборает. Мы имеем в себе начаток Духа Святого, Который силен совершенно низложить супостата. Христианин, одним словом, сильнее злого беса. Противостаньте диаволу молитвой, и убежит от вас.4 Да сокрушит – желают апостолы Иаков и Павел современным им христианам, – Бог сатану под ноги ваши вскоре5. Пусть никто не мнит себя пораженцем, не считает, что диавол взял над ним верх, не показывает тыл врагу. Но пусть всякий молится о победе, как бы немощен он ни был, потому что вера наша есть победа, победившая мир6. «Дерзайте, – убеждает Господь Своих последователей, – ибо Я победил мир»7.

«Но радуйтесь не столько о господстве над демонами, от мрачной власти которых все мы чаем освободиться, сколько о том, что имена ваши написаны на Небесах». Эти слова нуждаются в глубоком осмыслении каждым серьёзным христианином. Имена наши написаны на Небесах. Нам дарована вечная прописка в Небесном Иерусалиме. Свершилось это тогда, когда мы были зачислены в полк воинов Христовых, в час нашего Крещения. Однако под небесами будем иметь в виду не только горние сферы, но и наше собственное сердце. Ведь мы ежедневно молимся: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», «да святится имя Твое». Царство Небесное внутри нас есть. Можно думать, что наши имена начинают как бы светиться на небесах, когда в наших сердцах святится – то есть сокрыто бывает, с благоговением призываемо бывает всесвятое имя Господа Иисуса Христа.

Каковы мы в отношении к Нему, таков и Он в отношении к нам. Если мы исповедуем имя Его пред Отцем, то и Он исповедует нас в час Второго Своего пришествия. Поэтому тот, кто хочет (а кто не хочет?), чтобы имя его написано было на Небесах, то есть несомненным стало наше избрание и спасение, пусть позаботится о том, чтобы в глубинах сердца было запечатлено страшное для демонов, достопокланяемое, любезное для Ангелов и людей имя Господа Иисуса Христа. Именно такой человек, который в уме и сердце старается держать имя Христово, и бывает неприступен для демонов, и они ничего не могут с ним поделать. Даже если преткнется христианин, будет восставлен, восстановлен силой Божией, лишь бы с покаянием, смирением и верою, терпением (претерпевший же до конца спасется8) призывал имя своего Спасителя.

Взирая на учеников – преданных, кротких, послушных, собравшихся у стоп Спасителя, Иисус Христос возрадовался духом. Мы помним, что Господь мог быть и скорбен духом, как это было, когда Он взирал на Иерусалим и плакал о нём, как это было в Гефсиманском саду, когда Он молился: «Отче, да мимо идет чаша сия». Но Господь и радовался духом, как человек. И, видя апостолов, ощутивших власть Божественной благодати над собою, воскликнул: «Отче, благодарю Тебя, что эти тайны, о которых мы сегодня размышляем, Ты сокрыл от считающих себя премудрыми и разумными, но открыл их младенцам – простецам, рыбакам, апостолам. Таково благоволение Твое».

Значит, не в бесплодных умствованиях, не в бесконечных теоретизированиях, не в том, чтобы судачить и рядить, и запутываться в помыслах головы своей, спасение. Но в том, чтобы, по примеру апостолов, всегда внимать Христу Спасителю, без устали, с покаянием, вниманием, благодарением призывать Его святое имя, обороняться от наседающих на нас помыслов, отревая всякие мечтания и суетные желания. Каждый из нас может, должен, призван войти в спасительное состояние, когда в глубинах нашего сердца напечатлевается имя Господа Иисуса Христа, а наши имена, Божьим перстом написанные на Небесах, начинают как будто светиться там, где Ангелы предстоят Божьему престолу.

 


1 Откр. 12, 14.
2 Мф. 24, 1 – 13.
3 Лк. 10, 17 – 20.
4 Иак. 4, 7.
5 См.: Рим. 16, 20.
6 См.: 1 Ин. 5, 4.
7 См.: Ин. 16, 33.
8 Мк. 13, 13.
Мозаика, Христос с апостолами.
Христос с апостолами, древняя мозаика
декоративная горизонтальная черта
Проповедь