Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О том, как стяжевается любовь к Богу

Проповедь о любви к Богу и ближнему. Как возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душою и всею крепостью своею? За каждым из этих слов стоит некая тайна, которая должна быть нами осмыслена.

00:18:58
О том, как стяжевается любовь к Богу
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с предпразднством Рождества Пресвятой Богородицы, с днём воскресным, памятью мученика Созонта и русских святых, учеников преподобного Сергия Осляби и Пересвета, положивших начало победе в Куликовской битве. Сегодня во второй половине дня мы послужим вечерню, и в ночное время – утреню и праздничную Божественную литургию, прославляя рождество, явление в мир Пречистой Девы Марии.

Сегодня в храме звучало Евангелие от Иоанна: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного1, послал в мир, отдал Его во искупление человеческого рода. А Он, Сын Божий, восприняв человеческое естество, взошёл на Крест. Он был вознесён Духом Святым на Крест, подобно тому, как некогда пророк Моисей вознес змия. И, взойдя на высоту крестную, Господь привлёк всех к Себе Своей любовью, Своей жертвой, Своей милостью. Не судом праведным, не мечом карающим привёл в подчинение Себе все народы и души человеческие, но жертвенной любовью, восприняв, усвоив Своему безгрешному Божественному лицу беззакония, как тяготеющие на каждом из нас, так и на всем человечестве.

Великая эта тайна – истощание Сына Божьего ради любви к нам. И проникнуть в эту тайну невозможно холодным умом, с помощью математических формул. Но только глубоким исповеданием собственной греховности и ответной любовью к Спасителю, Которым единственным мы обретаем доступ ко Отцу, Который единственный снимает с нас наше собственное проклятие – проклятие наших грехов, Который единственный примиряет нас с правдой Божией, вменяя нам, верующим, Свою непорочность и праведность и забирая от нас, кающихся, наши грехи и беззакония.

Этой тайны не разумели законоучители израильские, спорившие о том, какая бы заповедь в законе была бо́льшая. Променяв Божественные любовь, милость и веру на крючкотворство, законничество, буквализм, игру ума на почве обрядовых постановлений, один из таких людей думал запутать Иисуса Христа в толковании закона – а ведь Спаситель нигде ни у кого из людей не учился – и задал Ему этот хитроумный вопрос: а какая заповедь бо́льшая? Задал Тому, Кто есть Сам любовь, Кто есть Сам свет мира.

И Господь, взглянув на Своё создание, не разумевающее, с Кем беседовало оно, проникнув Своим взором в сердце этого человека, не потерянного для вечной жизни, отвечал совершенно неожиданно для законника: бо́льшая заповедь закона повелевает всем своим существом возлюбить Господа Бога. А вторая заповедь, которая удостоверяет нас в том, что первая заповедь правильно понята и исполнена, есть заповедь о служении ближним, которое нужно предпочитать услужению самому себе. И дошло до сердца вопрошавшего, так что он уже не смел, как и прочие, более искушать Спасителя.

И нам нужно всю жизнь вникать в эти слова Христовы, с тем чтобы пожелать отозваться на поистине Божественную, жертвенную, спасающую нас любовь Сына Божьего. А как безответным и грешным, и осужденным собственными беззакониями, но помилованным, отозваться на эту любовь? Единственное, что в нашей власти, это всем существом ко Христу прилепиться, возжелать принадлежать Ему и только Ему. Тому, Кто образовал наш состав во чреве нашей матери. Тому, Кто извел нас в этот видимый свет. Тому, Кто искупил нас, безответных, восприняв наше собственное естество. Тому, Кто проложил путь к нашему воскресению, победив смерть и восставив собственную плоть. И эта первая заповедь закона должна быть глубоко осмыслена каждым серьезным христианином: Возлюбить Господа Бога всею мыслию, всем сердцем, всей душою2. Иной евангелист дополняет: «всей крепостью своею». Это не простой набор слов, но за каждым из них стоит некая тайна, которая должна быть нами осмыслена.

Крепостью евангелисты называют либо наше телесное естество, либо нашу волю, произволение, деятельную способность души. Мы Богу служим не только душою, духом, но и телом, храня его от всего, что этому телу вредит, что его загрязняет, что препятствует нашему телу быть кивотом, вместилищем бессмертной души. Возлюбить Господа Бога мыслию своею – речь идёт, конечно, не о тех разнородных помыслах, о которых мы вчера беседовали и от которых нужно человеку избавляться: мечтаниях, образах, суетных мыслях. Но речь идёт о нашем духе, в глубинах которого и рождается мысль, обращённая к Творцу. Вот любить Бога мыслью – это значит всё отринуть и прилепиться к Нему, Христу, запечатлев в глубинах души нашей имя Господа. Главное – эту установку понять и принять, и тогда в её свете нам будет хорошо видно наше несовершенство и откроется поприще покаяния. Потому что всякая мысль, внедряющаяся в сердце и отвлекающая нас от главного – собеседования с Творцом, будет восприниматься как нечто чуждое нам, как об этом прекрасно сказал царь Соломон: «Бог сотворил путь человека прямым». Этот путь – Христос, этот путь – устремление ко Господу. Но человек вдался во многие помыслы, потеряв самую цель и сбившись с пути.

Возлюби Господа Бога всею мыслию твоею и всем сердцем твоим. Священное Писание сердцем также называет дух человека, последнюю глубину нашей умной природы. Сердцем мы любим, сердцем мы прилепляемся к чему-то или к кому-то. Сердце есть область чувств, отпустив которые на волю вольную, человек может умно рассуждать, но при этом сердце, будучи на стране далече, заслужит только наименование лицемера. Значит, должно любовь ко Господу впустить, оплодотворить ею самое сердце, бдительно следя за собою. А это слежение за собой, соединенное с покаянием и молитвой, называется трезвением. Так чтобы всякое посягающее на любовь ко Христу ложное чувство – будь то самодовольство, тщеславие, обида, мнительность, раздражительность, нечистота какая, зависть, прилепленность к земному, сребролюбие – тотчас мы отсекали и вновь возвращались в объятия Отца. Подобное самонаблюдение, борьба с самим собою и стяжание всецелой обращённости ко Христу, собственно, и есть поприще духовной жизни в течение дня.

Возлюби Бога всею душою своею. Святые отцы говорят о том, что в душе есть высший состав, а есть и низший. Высший состав – это наш дух, это наша совесть, это область словесная. Это благоговеинство пред Богом, это желание посвятить себя Творцу. Но есть и низшие стороны души, сопряженные с нашим телом. Действительно, душа обслуживает потребности телесные, а в теле присутствует такие силы, как питательная, растительная – мы до поры до времени растём, в течение жизни обновляется в нас клеточный состав. Есть система нервов, есть родительная сила, есть некая система очищения нашего организма от всего лишнего. Психологи, которые не знают области веры, говорят, что людьми правят инстинкты – вот эти самые слепые неразумные силы, которые у нас со времени грехопадения Адама и Евы общие с представителями животного царства.

Но вот в Евангелии мы слышим о том, что Бога нужно возлюбить всею душою своею – то есть всё, что относится к этим животным силам, к области инстинктов, скажем, дыхание (оно свершается в нас непроизвольно), жизнь наших мускулов, сочленений, все эти силы мы призваны также обратить ко Христу. «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И если разобраться, то иночество есть не что иное, как Божественное учреждение, вступив в которое, христианин как будто отказывается от неких законных земных временных радостей бытия, всё своё естество, все свои духовные, душевные и телесные силы обращая ко Господу, прославляя Господа отправлением всех своих естественных потребностей, которые, конечно же, прежде всего выражаются в служении Творцу, предстоянии Ему, поклонении Ему духом, душою и телом.

Ну а если кому-то кажется всё сказанное сложным и неудобопонятным: как это – прославлять Господа естеством своим, во всех, даже бытовых мелочах принося Богу жертву хвалы и благодарения, то на сей счет Спаситель упоминает вторую заповедь. Она служит зеркалом первой заповеди: если ты всё хорошо осознал и понял, если Господь действительно Царь души и тела твоего, если у тебя Бог на первом месте, то тогда ты с лёгкостью увидишь и исполнишь вторую заповедь: «Возлюби ближнего, как себя самого». Само естество, душа твоя, совесть твоя, облагодатствованная Духом Святым, будут побуждать тебя служить ближним – бескорыстно, радостно жертвенно. Потому что в каждом из них ты узнаешь Господа Своего, в каждом из них ты видишь соприсущего Ему Воскресшего Христа. И поэтому для тебя бо́льшим удовольствием и радостью, нежели послужить себе, любимому Господом, будет труд служения на благо ближнему, ибо этим ты упокоеваешь, радуешь, питаешь, насыщаешь, утоляешь жажду, вводишь в дом, посещаешь Самого Спасителя твоего.

Всё сказанное есть не что иное, как наше желание, готовность ответить на полноту Божественной любви, явленной в пришествии, восшествии на Крест и Воскресении Сына Божьего.

1 Ин. 3, 16.

2 См.: Мф. 22, 37.

 

Фреска: Проповедь Христа книжникам и фарисеям. Южная стена, верхний регистр; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.
Проповедь Христа книжникам и фарисеям
декоративная горизонтальная черта
Проповедь