Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О трапезе – земной и Небесной

Готовясь к причащению Святых Христовых Таин, вспомним, как за Спасителем неотступно следовал народ, насыщаясь словом Божиим. Это слово приносило в сердца людей мир и радость о Боге, раскрывало таинственный мир богопознания и вводило в богообщение. И не удивительно, что все как будто даже забыли о естественных нуждах и немощи, поэтому Спаситель Сам явил трогательную заботу о людях, чудесно умножив пять хлебов и две рыбы... Этот земной хлеб является образом Хлеба Небесного, Который мы вкушаем во время Святой Евхаристии. По причащении Святых Таин Христовых мы в течение всего дня должны быть осенены благодатью, умножая её в делах любви, в смиренном служении людям и в тайной молитве.

00:11:40
О трапезе – земной и Небесной
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братия и сестры, с воскресным днём!

И в преддверии причащения Святых Христовых Таин вспомним, как почти что три дня неотступно за Спасителем следовал народ. Много тысяч людей питались из Его уст словом Божьим. Евангелисты свидетельствуют, что люди слушали Спасителя с услаждением, настолько глубоко в умы и сердца проникало слово Бога воплощённого.

Господь говорил, как власть имеющий над небом и землёй, над людьми и ангелами, над жизнью и смертью, и поэтому Его слово было подобно мечу обоюдоострому, который проникает до разделения составов и мозгов, души и духа (см.: Евр. 4, 12), и обнажает тайные человеческие мысли. Это слово некогда из небытия призвало в бытие мир. Это зиждительный глагол, который не может не исполниться, по слову царя Давида: «Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс. 32, 9). «...Не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1, 37), – свидетельствует Священное Писание.

Это слово несло собою свет просвещения и самую жизнь. Оно исцеляло, воскрешало, отгоняло от людей полчища демонов, примиряло и соединяло всех слушателей между собою. Это слово раскрывало самый полог небес и приобщало вечности.

Вот это принимая во внимание, мы не удивимся, что не только мужчины, но и женщины, и не только женщины, но и дети как будто бы забыли о естественных своих нуждах и потребностях. Слово Христа, по слову царя Давида, для этих простых и искренних приверженцев Спасителя было слаще мёда, драгоценнее золота и топаза (см.: Пс. 18, 11). Это слово приносило в их сердца и мир, и веселие, и радость о Боге, оно раскрывало перед слушателями таинственный мир богопознания и вводило в богообщение.

Но Христос Сердцеведец знает немощь человеческой природы. Вот почему Он призвал апостолов, милосердуя о людях, которые не ели и не пили больше двух суток. Владыка Христос явил, преподал апостолам новый урок человеколюбия, насытив слушателей рыбой и хлебом, чудесно умноженными под Своими руками.

Заметим, что Спаситель, прежде чем пригласить людей на трапезу, воззрел на небо и благословил Бога. Он учит нас связывать вкушение земной пищи с щедродательной Божьей десницей. Не машинально пихать в рот что попало, не закусывать собственные страсти, волнения, тревоги, не страдать бесконечными перекусами, не злоупотреблять даром Божьим, но, как говорит апостол, освящать пищу Словом Божьим и молитвой, относиться к ней как к Божьему дару, как к лекарству, как к благу, вкушение которого восполняет недостаток сил. А самое главное, соотносить земную трапезу с Небесной и памятовать, что земной хлеб является образом Хлеба Небесного, который мы вкушаем с вами в Евхаристической Чаше.

Спаситель присущей Ему Божественною силою умножает пять хлебов и две рыбы. Однако не Сам обходит ряды людей, но призывает для этого учеников, для того чтобы мы знали, что в Церкви есть иерархия, есть пастыри, есть пасомые, и ничто в Церкви, в доме Божием, не свершается как придётся, но всё по Божьему устроению, благословению, распорядку. Как говорит апостол: всё у вас да бывает по чину (см.: 1Кор. 14, 40), и всё да будет растворено любовью (см.: 1Кор. 16, 14).

Заметим, насколько попечителен Господь, как Он чадолюбив, человеколюбив: огромное число людей было распределено на группы по пятьдесят человек, и сели они не как придётся, но на мягкой траве. Евангелист особенно об этом упоминает, свидетельствуя, что Господь печётся и о малом, не пренебрегает мелочами, желая всецело утешить человека, обрадовать его.

После вкушения этой чудесной пищи осталось всего вдосталь, однако Господь, Который ни в чём не нуждается и не испытывает недостатка, повелевает Своим ученикам собрать всё, чтобы ничего не осталось. Не так, как бывает у нас: современные люди потеряли благоговейное отношение к пище, не воспринимают её как святыню. И, если мы посмотрим, как едят наши дети, сколько они оставляют за собой всего недоеденного, становится печально.

Христианский образ мысли и жизни диктует крайне бережливое и благоговейное отношение к земной трапезе, потому что она является отражением Трапезы Небесной. Обед и обедня – однокоренные слова. И, как от Божественной Трапезы, которую сейчас приуготовляют священники, никогда ничего не остаётся, но всё, вплоть до малейшей частички, употребляется, так и мы не должны забывать о молитвенном освящении нашей трапезы, и, вместо того, чтобы выбрасывать излишки, призваны делиться с нуждающимися. И это является одним из дел христианского милосердия, которые будут спрошены с нас на Страшном Божьем Суде.

Итак, Спаситель явил Свою Божественную силу, Свою благость и премудрость, трогательную заботу о немощных, о детях и женщинах, и взрослых, и не случайно народ неотступно следовал за Ним, искал Его впоследствии. Кто-то даже переплыл через Галилейское озеро. Люди, почувствовав благость Христа, не желали отпускать Его от себя ни на минуту.

А мы эту благость вкушаем в преизбытке, потому что в храме Господнем нам предлагают не только монастырские пирожки, а приглашают к Евхаристической Чаше. Вкушая этот Хлеб, сшедший с небес, разумея Пречистые Тело и Кровь Христа Спасителя, мы входим в общение с Ним, а чрез Него силою Святого Духа вводимся в общение с Небесным Отцом.

Тот, кто будет вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, не умрёт вовек, свидетельствует Писание о сокровенной жизни Духа Святого, Который поселяется в нашем сердце.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

(Ин. 6, 54 – 57).

И, вкушая от этой единой Чаши, от единого Хлеба, мы становимся все совокупно Телом Господа и Спасителя. Телом, которое оживляемо энергией Святого Духа.

Вот с такими мыслями, с сознанием своего недостоинства и с чувством полноты зависимости от Отца Небесного, Которого мы сегодня просили: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – с благодарностью будем приступать к Святой Чаше, понимая, что важно не столько причаститься, сколько сохранить этот Дар по причащении.

К сожалению, и это так заметно со стороны, многие прихожане нашей обители как будто причащаются Святых Таин, и делают это часто, но посмотрите на них, на их лица, послушайте их речи, посмотрите со стороны на их поведение, – что с ними происходит по принятии Святых Христовых Таин?! И тревога, и недовольство, и мрачный вид, и безудержное многоговорение, и даже во внешнем поведении – размахивают руками, всё свершают, кроме одного: чтобы стать лицем к лицу с Богом и принести Ему благодарственную молитву, осознать, что Сам Христос Своей благодатью пребывает в них.

Обратим внимание, дорогие друзья, на то, что Причащение Святых Таин Христовых должно быть усвоено нами во славу имени Божьего, и в течение всего дня мы должны быть освящены и осенены благодатью, умножая её в делах любви, в смиренном служении людям и в тайной молитве.

Поэтому, кто за собой знает такую худую привычку – по Причащении Святых Таин превращаться в какую-то броуновскую частичку, хаотично движущуюся по храму, недовольную, осуждающую, какую-то гиперактивную – может быть, лучше сегодня не причащаться Святых Христовых Тайн, а посмотреть на других благоговейных причастников? Каждый да рассуждает, говорит апостол, чтобы не потерпеть осуждения там, где мы призваны освящаться, врачевать душевные и телесные недуги и становиться самыми счастливыми, то есть спокойными, мирными, разумными и интеллигентными людьми.

С праздником!

Картина Василия Нестеренко
Василий Нестеренко. Чудесное насыщение народа
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные