Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О труде спасения

Вложим в свои сердца слова воскресшего Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». Сопребывание с нами Господа – это и есть самое спасение, искомая вечная жизнь. Однако это спасение, дарованное нам Господом, не беструдное. На Себя Он взял большую часть трудов, снизойдя к нам в воплощении, восприняв страшную смерть, восстав из Гроба, взойдя на небеса, ниспослав нам Духа Святого. Но и нам предоставляет потрудиться, ибо иначе человек не может явить своего произволения и усвоить себе плоды Христова Воскресения.

00:08:19
О труде спасения
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляем всех, дорогие братья и сестры, с днём воскресным! И нас коснулось дыхание грядущего Великого поста чрез песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Вплоть до пятой Недели Великого поста мы будем слышать его на всенощных под воскресный день.

Готовясь к завтрашней службе, вложим в свои сердца слова воскресшего Господа: «А́зъ съ ва́ми е́смь во вся́ дни́ до сконча́нiя вѣка» (Мф. 28, 20). Сопребывание с нами Господа – это и есть самое спасение, искомая вечная жизнь, вхождение человеческого сердца в вечность, общение с Божественной благодатью. И нет ничего более утешительного, чем это свидетельство обетования Христа. Он с нами неразлучен во все времена – и радостные, и скорбные, и мирные, и страшные – вплоть до пришествия Своего.

Однако это спасение, дарованное нам Господом, не беструдное. На Себя Он взял большую часть трудов, снизойдя к нам в воплощении, восприняв страшную смерть, восстав из гроба, взойдя на небеса, ниспослав нам Духа Святого. Но и нам предоставляет потрудиться, ибо иначе человек не может явить своего произволения и усвоить себе плоды Христова Воскресения.

В чём этот труд? В том, прежде всего, чтобы уверовать во Христа, такого, какой Он есть. А о Себе Он говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18). Это значит, что Бог, в Которого мы веруем, Спаситель Иисус Христос, Бог и человек в едином лице, воистину есть Царь всемогущий, вездесущий, всё Собою объемлющий, всё Собою содержащий, всегда нас видящий, слышащий, испытующий наши сердца, взор Которого проникает везде и всюду, даже до глубин ада. И веровать в такого Господа нелегко. Нужно всегда поддерживать в себе эту веру, чуждую всякого ущерба, веру зрячую, горячую, исполненную полноты доверия, любви к Искупителю, преданности Ему.

Апостолам, как свидетелям Христовым, надлежит разнести эту веру во все концы вселенной. «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Нет русского православия или французского, но вера наша воистину вселенская, и все племена и народы предуставлены к восприятию этой единой истинной веры. Однако усвоить её можно не иначе как чрез научение, и не столько даже через умственное напряжение ума, сколько чрез раскрытие сердца, напряжение воли. Потому что воля эгоистическая – как стена, о которую истины веры ударяются и отскакивают. Научение требует вживания, усвоения, тщательного осмысления, претворения, исполнения всего, что мы слышим. Это труд, труд великий, о котором на Руси говорят, что надлежит пролить семь потов, прежде чем мы действительно будем иметь веру как свое достояние.

Воспринятие Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, общение в Таинствах с Господом – внешний, необходимый, но недостаточный признак того, что Христос пребывает с нами. Пройдя непременно тот образ и способ единения со Христом, который установлен в лоне Матери Церкви чрез Таинства, необходимо ещё, исповедуясь, приобщаясь, молясь и соборно, и уединенно, блюсти всё, что только Он не заповедал нам. Блюсти – то есть, подобно Пречистой Деве Марии, слышать, запоминать, складывать в сердце и постоянно претворять в своей жизни, ни от чего не отказываясь и, с другой стороны, ничего не прибавляя из того, что противоречило бы воле Божией.

Исполнение всего Нового Завета – это опять-таки труд, требующий нашего непрестанного внимания, молитвенного устремления, усилия. Но труд этот благодатный. Всё многообразие заповедей, обетований, угроз, пророчеств Спасителя сводится к двум: возлюбление Господа умом и сердцем, душой и телом, и отражение этой любви ко Христу в милостивом отношении к ближним и неосуждении их.

Соблюдение этого сокровища предполагает ещё и крайне внимательное отношение к тому личному научению, которое даруется нам непосредственно свыше Божественной благодатью. Действительно, душа простая и незлобивая, внимательно молясь в храме, в тишине и сосредоточенности, всегда получает разрешение всех своих недоумений: Дух Утешитель, Наставник, назидает, просвещает, указывает душе на её ошибки, подправляет её, даёт ей силы не претыкаться и двигаться вперёд.

И всё это вместе сложив, мы, сознав свою неспособность усвоить и свершить, но выявив желание воспринять сокровище веры, получим искомое: Сам Бог, снизойдя к нам преимущественно в Божественной литургии, дарует нам единение с Собой, исполнит нас энергией Духа Святого, к чему мы и готовимся с глубокого вечера, чая в день воскресный вкупе едиными устами и сердцем прославлять Воскресшего Христа. Аминь.

Икона
Господь Иисус Христос
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные