Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О трёх искушениях

Три искушения, которые неискушаемый, то есть чуждый всякого искушения Спаситель преодолел, чтобы вложить в нас умение, навык и искусство, оружие, необходимые для победы над диаволом, говорят о том, что вся наша жизненная активность должна быть устремлена не вне нас, а внутрь нас самих, туда, где пребывает Бог, ибо Царство Его внутри христианина обретается. Узок этот путь, немногие его находят. Большинство ищут всё вне себя. «Там хорошо, — говорят, — где нас нет. Счастье — это обладание чем-то земным». И, развивая в себе неудержимую энергию, такие люди скользят по поверхности и вольно или невольно становятся посмешищем, мишенью и рабами лукавого духа, который и держит в своих когтистых лапах ниточки их гордости, похоти и злобы — главных человеческих страстей.

00:20:24
О трёх искушениях
Протоиерей Артемий Владимиров

Сегодня за литургией мы слышали евангельское чтение о том, как Спаситель, по крещении в Иордане (где было явлено таинство Святой Троицы), ушёл в пустыню «искуситися от диавола» (Мф. 4, 1). Падший дух, безусловно, не имел никакого места в естестве Богочеловека — безгрешного и святейшего. Но если и предпринял Христос этот подвиг, то, очевидно, ради нас, ради нашего научения, для того, чтобы вдохнуть в нас, Его последователей, ту силу, которая обитает в Нём и которою Он поразил тогда врага рода человеческого.

Не имел нужды Господь, конечно же, и в посте. Однако, желая уврачевать немощь нашей природы, Христос налагает на Себя сорокадневное совершенное воздержание от пищи. Тем самым Он показывает нам, что действительно не хлебом единым — не материальными ресурсами только жива человеческая природа, но энергией Святого Духа, всяким словом, исходящим из уст Божиих. В это нужно верить! Верить именно в то, что мы — существа более небесные, чем земные, что нашей главной пищей и питием являются благодать Святого Духа, а не тленный хлеб. И кто в это верит, тот по вере и получает правильное представление о себе самом, и получает Божественную благодать, которая делает его господином положения.

Искушение первое

Спаситель постится, как обыкновенный сын человеческий. Этим самым Он вызывает на бой лукавого, — ведь князь тьмы не имел ясного понимания, с Кем он сражается. Тайна Боговоплощения была сокрыта от мрачного, гордого и злобного ума падшего денницы. Он не мог эту тайну постичь и разгадать, потому что не мог даже приблизиться к Пресвятой Деве, окружённой сиянием Духа и во время Благовещения, и во время Рождества, и во всё то время, когда Она взращивала Своего Божественного Сына. Вот почему лукавый, как говорят святые отцы, находился в великом беспокойстве и тревоге. Однако он всё-таки дерзнул приступить к Иисусу, памятуя, как недавно низложил Адама и Еву в раю, внушив им противное воле Божией попечение о плоти и побудив их вкусить запретный плод.

Вот почему именно с этого искушения и начинает свои соблазны диавол, говоря: «Повели, чтобы все эти камни, которые во множестве лежат здесь, стали хлебами» (ср.: Мф. 4, 3). Видим, что в прошении диавола уже содержится неправда: какая нужда была Господу всю долину превращать в выставку хлебов, когда Ему было бы достаточно и малой части одного хлеба? Видим, что основное оружие лукавого — это стремление вовлечь нас в какие-то чрезмерности, во что-то, не соответствующее нашей природе. Как прекрасно он жил бы сам и славил бы Бога, будучи светлым ангелом! Но захотел престол свой поставить вровень с Престолом Всевышнего, то есть превысить данную ему меру, — и низвергнулся в тартарары. Точно так же он искушает и грешных сынов Адама, предлагая им что-то, не соответствующее их немощной природе; куда-то их гонит, вместо того чтобы те сидели на месте и спокойно соделовали свое спасение. Он предлагает им то, что называется гигантоманией: когда человек не умеет благодарить Бога за то, что есть, и мечтает о том, чего нет, явно переоценивая свои силы, возможности и потребности и впадая во всяческие излишества и невоздержание.

Вот ясный признак, кто внушает тебе недолжное: когда ты превращаешься в какого-то сумасшедшего «лошака», который мчится неизвестно куда, под вывеской «доброделания» оставляя необходимые и естественные для него обязанности, и хочет удрать куда-то в пустыню, мечтая о несбыточных подвигах, завораживая себя миражами и призраками, которые диавол успешно живописует в сознании его воспалённого ума.

Спаситель тотчас отражает эту стрелу лукавого, ради нашего спасения и научения говоря: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Слово, исшедшее из недр Отца — это Сын Божий. Он есть хлеб живой, сшедший с небес (Ин. 6, 51). Им и жива бессмертная человеческая душа. И поэтому тот, кто молится Сыну Божьему, призывает Его святое имя, никуда не будет рваться, не будет метаться, обольщаясь своим собственным неразумием и лукавым, который стоит за помыслами куда-то бежать. Как и Сам Господь говорит:

«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Вот, Я наперед сказал вам.

Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте» (Мф. 24, 23 — 26).

Но что говорит апостол Павел? «Каждый да сидит тихо дома и трудится своими руками, уделяя от избытков нуждающимся»:

«Умоляем же вас, братия, более преуспевать

и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками» (1 Фес. 4, 10 — 11);

«... делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28).

Христианин — человек не суетный, не беспокойный, не тревожный, не тот, о котором говорит русская пословица: «Дурная голова ногам покоя не даёт». Но это человек, который верит, что Царство Небесное не в пустынях, не где-то там, в чужой епархии, но внутри нас есть. Поэтому удобнее всего с Богом общаться, заглянув в собственное сердце, с тем чтобы в покаянии призывать Его святое имя, а это и является истинной духовной пищей. Между тем как земная пища нам нужна лишь для восполнения утраченных сил.

Искушение второе

На этом лукавый не успокаивается и возводит Христа на вершину храма. Бог позволяет ему это сделать, будучи внутренне непричастен к скверной силе тёмного духа. «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4, 6). Эти и прочие слова из псалмов царя Давида некстати приводит здесь диавол, потому что они, эти слова, говорят лишь о том, что Бог хранит верующую в Него душу во всяких злоключениях. Слова эти совершенно не побуждают выпадать из окна с высоты семнадцатого этажа, как это, увы, иногда случается с нашей с ума сошедшей молодежью, потерявшей инстинкт самосохранения и мозгами пребывающей где-то в виртуальном мире, думая, что это всё мультфильм, а не реальная жизнь.

Спаситель тотчас заграждает уста падшему духу, говоря: «Написано также: не искусиши Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7). У нас на плечах не кочан капусты, а голова: мы не должны впадать ни в какие чрезмерности, ни в какую самонадеянность, не должны вредить своему здоровью в безумной надежде, что Бог сохранит живым и здоровым такого дурака, который самонадеянно подставляет себя под пулю и презирает всякие опасности, в то время как благоразумие велит поступать по пословице: «Бережёного Бог бережёт».

Это искушение Спаситель отревает, уча нас смирению, скромному о себе суждению, благоразумию, пониманию, что Небесный Отец и нам предоставил способность к правильному рассуждению, к благодатному разумению о том, чтобы мы не вызывали без всякой причины огонь на себя. Люди самонадеянные, те, которые имеют высокое о себе мнение, увы, в разных проявлениях так и поступают, ввергая себя в искушения, в то время как мы молимся: «Господи, не введи нас во искушение, не попусти нам настолько помрачиться умом, чтобы отдалиться от Твоего покрова и стать мишенью лукавого духа».

Искушение третье

И последнее. Лукавый, потерпев неудачу в первых двух случаях, показывает Господу Иисусу славу мира сего. В мгновение ока он показывает все земные царства, говоря: «Всем этим я владею. Если упадёшь предо мною, поклонишься мне, то я дам Тебе это всё» (ср.: Мф. 4, 8 — 9). Он, лукавый, конечно, поступает как отчаянный лгун и обманщик, потому что мы говорим в молитве Господу: «Яко Твое есть царство и сила и слава во веки» (см.: Мф. 6, 13). Но чем диавол действительно владеет, так это страстями человеческими — гордостью, похотью и злобой, страстями, которые живут в человеческих сердцах. В этом смысле можно сказать, что лукавый «обладает» грешным человечеством, воздействуя на него через эти страсти. Лукавый прельщает нас, грешных людей, этим блеском, этой мишурой, этой бижутерией, распаляя внутри нас несбыточные желания. Особенно же он прельщает молодежь, которая хочет получить всё и сразу, полагая, что счастье заключается в том, чтобы владеть чем-то, в том числе и дурными деньгами.

Спаситель, Творец неба и земли, говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10)  (греческое и церковнославянское «иди за Мною, сатано» на русский язык переводится как «иди прочь от Меня, сатана»). Это последнее искушение, которое Господь отринул, показывает нам, что обольщаться блеском этого мира, лежащего во зле человеческих страстей, — самое глупое занятие. И тот, кто вступает во взаимодействие с миром, желая что-то от него получить, увязает и руками и ногами в болоте, в трясине, так что лукавый получает власть над омрачёнными умом и сердцем любостяжательного человека.

Об этом выразительно говорит апостол Павел: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10). Сребролюбец есть идолослужитель. Желающий безумно обогащаться терпит кораблекрушение в вере, ввергая себя добровольно в очень опасную пагубу. И действительно, мы знаем, что стремление обладать миром, владеть им, стремление стать хозяином видимого мира всегда оканчивается вредом и даже гибелью для человеческих души и тела.

Спаситель в Евангелии учит нас совершенно противоположному: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Лк. 12, 34); «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21); «ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Вступите в живое обладание Воскресшим Христом, станьте Его друзьями, исполняйте Его заповеди, явите Ему любовь, которою Он любит вас, — и всё необходимое и достаточное для короткой временной жизни будет вам дано без всяких даже дополнительных усилий с вашей стороны. И напротив: тот, кто скудеет любовью ко Христу или и вовсе не знает Воскресшего Господа, тот, как свинья, бросившаяся с крутизны гадаринского берега в море, устремляется к этому вещественному миру, где и бесславно гибнет, о чём свидетельствует вся мировая человеческая история.

Таким образом, те три искушения, которые неискушаемый, то есть чуждый всякого искушения Спаситель преодолел, чтобы вложить в нас умение, навык и искусство, оружие, необходимые для победы над диаволом, говорят о том, что вся наша жизненная активность, Богом данная энергия должны быть устремлены не вне нас, а внутрь нас самих, туда, где пребывает Бог, ибо Царство Его внутри христианина обретается.

Узок этот путь, немногие его находят. Большинство ищут всё вне себя. «Там хорошо, — говорят, — где нас нет. Счастье — это обладание чем-то земным». И, развивая в себе неудержимую энергию, такие люди скользят по поверхности и вольно или невольно становятся посмешищем, мишенью и рабами лукавого духа, который и держит в своих когтистых лапах ниточки их гордости, похоти и злобы — главных человеческих страстей.

Спаситель сегодня, как и всегда, даровал нам Самого Себя в таинстве Святого Причащения, для того чтобы мы, относясь к этому миру как к иконе Божией, созерцая в нём красоту, благость и премудрость Творца, повернулись лицом к Прекраснейшему из сынов человеческих, беседовали с Ним, славили Его, пребывали в общении с Ним. И в этом — осуществление изначального о нас Божьего замысла и предназначения. О чём, собственно, и говорят молитвы по Причащении Святых Таин.

Картина Дуччо ди Буонинсенья
Дуччо ди Буонинсенья. Искушение Христа на горе
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные