Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О величии Дара Святого Причащения

Для чего мы сегодня приобщаемся Святых Христовых Таин? Для того чтобы позволить Господу воцариться в глубинах нашего духа. И Он, Живой Бог, непостижимым для нас образом восседая на сердечном престоле, действительно, и в день Причащения, и в течение всей нашей жизни нам соприсутствуя, умягчая, просвещая, облагораживая наше сердце, даёт нам насладиться Своим смирением и кротостью, не в теории какой-то отвлечённой, но самой жизнью нас убеждая, что иго Его благо и бремя Его легко есть.

00:13:39
О величии Дара Святого Причащения
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

С воскресным днём, памятью святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, мощами почивающего в Покровском соборе, который именуется в народе храмом Василия блаженного.

Приступая к Святой Чаше, мы с вами вспомним три Евангельских чтения, оглашенных на Божественной литургии. Одно из них говорит о неправедных виноградарях. Поставленные окучивать и взращивать виноградную лозу, они закончили своё дело убийством сына хозяина, а перед этим искалечили нескольких посланных хозяином виноградника рабов его. Вот до чего может дойти и доходит падшая наша природа, пленённая грехом.

И даже крещёные, то есть принесшие клятву верности хозяину виноградника люди, если выпадают из гнезда Церкви Божией, теряют любовь к своему Владыке, перестают исполнять Его заповеди, перестают каяться, смиряться, служить ближним, то свершают именно эти преступления, которые описаны в притче.

Бог, желая спасения грешника, всегда посылает ему Своих гонцов и служителей, но заражённые гордостью и злобой люди расправляются с ними немилосердным образом. У нас это бывает, когда мы, хотя бы в тайне сердца, осуждаем наших ближних, почитая их худшими самих себя, недостойными общения с нами.

Помимо ближних, с которыми мы весьма немилосердны в отношении внутреннего суда и осуждения, Бог постоянно взывает к нашей совести через Ангела Хранителя. Но мы, как ни удивительно, этому бесконечно любящему нас бесплотному небесному другу совершенно не уделяем никакого внимания, – так, иногда прочитываем молитву, утреннюю или вечернюю. Но чтобы с живым чувством поблагодарить его за прошедшую ночь, заручиться его соприсутствием в наступивший день и вообще побеседовать с ним по-человечески, по-ангельски – даже в день бесплотных сил не всегда у нас это получается.

А когда он нас нежно вразумляет и наставляет, уговаривает: «Родной мой, не спеши, не греши, не принимай этих явно богопротивных помыслов», – мы его просто отгоняем, отмахиваемся от него, как от надоедливой мухи, забывая, что Ангел Хранитель очень нежен и деликатен. Наносим ему, так сказать, раны, на самом деле уязвляя и свою собственную душу.

А если посмотреть, как мы обращаемся с какими-то светлыми внушениями в глубинах совести, то увидим, что участь злых виноградарей нам совершенно близка, потому что внушения совести мы привыкли подавлять. Это бывает всякий раз, когда мы сослагаемся с внутренним злом – помыслами гордости, похоти и злобы. Но, конечно, Господь причислил нас к числу Своих учеников не для описанного безобразия. И как Он милостивно говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Для чего мы сегодня приобщаемся Святых Христовых Таин? Для того чтобы позволить Господу воцариться в глубинах нашего духа. И Он, Живой Бог, непостижимым для нас образом восседая на сердечном престоле, действительно, и в день Причащения, и в течение всей нашей жизни нам соприсутствуя, умягчая, просвещая, облагораживая наше сердце, даёт нам насладиться Своим смирением и кротостью, не в теории какой-то отвлечённой, но самой жизнью нас убеждая, что иго Его благо и бремя Его легко есть.

Иго Господне – это наши связь и единение с Господом, это призывание Его святого имени, это наше стремление быть с Ним, не уклоняясь от Его повелений ни направо, ни налево. А бремя Господне, которое легко есть, – это светлое облако благодати, которое снисходит на нас или, лучше сказать, раскрывается в нас тотчас по Причащении Святых Христовых Таин, когда христианин и в уме и в сердце, и в душе и в теле, и в намерениях, и в помыслах, и в словах, и в действиях являет соприсутствие ему энергии Святого Духа.

Человек, с глубокой верой, покаянием и любовью причащающийся Святых Христовых Таин, получает от Бога всё, что только ему необходимо, о чём только может помышлять и мечтать человек на земле: и вечную молодость, и силу, побеждающую сопротивников, и духовное питание, и крылья благодарения, и вечную жизнь, и прописку в Небесном Иерусалиме, и всё, чего желать может на земле человек. Для этого нужно лишь осмыслить с нами свершающееся и верить в слова Иисуса Христа о том, что любящим Его Он уготовал то, о чём даже помыслить не может чуждый Церкви человек. И это богатство становится нашим достоянием в Святом Причащении.

На нас сбывается и третье повествование сегодняшнего дня, в котором рассказывалось о том, как чудесно умножил Господь две рыбицы и пять хлебов для многих и многих людей в пустыне. Многие знают, что рыбка является символом Христа Иисуса, равно как и хлеб есть имя Божие. Христос говорит: Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6, 51). И, приступая к Святой Чаше, достаточно малого объёма, и мы все (десятки, сотни, тысячи, сотни тысяч людей, – сегодня литургия свершается во всех городах нашего Отечества и по всей планете) – мы все насыщаемся Господом, так что ещё и остаётся, и священнослужители с благоговением потребляют Святыню в алтаре в завершение Божественной службы.

Но и мы, обогащённые Христом и Его благодатью, выходя из храма, в корзине нашей души унося избытки укрух, то есть всё, что нам даровано Божьей благостью, ещё призваны делиться с домашними, дальними, ближними людьми дарами Божьей благодати. Не принимает человек Христа – но, конечно, примет Христову любовь, которой обогащено и которую изливает наше сердце. С этими мыслями, обогащённые этими размышлениями, будем сейчас приступать, братья и сестры, к Святой Чаше.

С праздником!

Таинство Евхаристии
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные