Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О вере и неверии

Проповедь на евангельское чтение “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет”. Неверие не есть особый склад ума и не плод образованности, но косность сердца.

00:13:26
О вере и неверии
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с наступающим воскресным днем, именумым в церковном уставе Неделей о Страшном суде Господнем, ради свидетельства Спасителя о Втором Своем пришествии и последнем суде над человеческим родом.

С понедельника в среду и пятницу нет поста, но  уже не вкушается мясная пища. Седмица сырная, или масленица, для того и учреждена, что по русской хлебосольной традиции друзья и сродники собираются, чтобы в этом взаимном общении ещё и ещё раз подготовиться к Прощеному воскресенью, взаимно простив друг друга, примирившись и за общей трапезой согрев сердца общей молитвой. А там уже по Прощеном воскресенье мы вступаем в Святую Четыредесятницу.

Мы слышали сейчас евангельское чтение, и, прежде чем будем помазываться, вспомним слова Воскресшего Спасителя, обращенные к апостолам: «Кто будет веровать и принимать крещение, спасен будет, а кто не будет веровать – то есть не явит послушания Господу Иисусу Христу исполнением Его заповедей, не поставит целью своего земного бытия прославление имени Господа, не предоставит сердце свое в обитель Христу Спасителю, – осужден будет». И следует подумать, что вкладывает Спаситель в эти слова: «Кто не будет веровать – осужден будет».

Ведь многие считают, что вера – это некий талант, и даже говорят: одним дано, а другим не дано. Вот этот верующий – ему дано, а другой и хотел бы веровать, а не верит – ему не дано. Если бы человеку не было присуще стремление к Создателю, если бы вера, доверие и служение Христу Искупителю не были главной потребностью человеческого духа, никогда бы слово Божие не осуждало тех, кто не удосужился поверить воплощенному Богу, Сыну любви Божией, Тому, Кто есть Сам любовь и истина. И потому неверующий сам себя осуждает, что он не уверовал в Единородного Сына Божиего, не уверовал во свидетельство, которое Тот принес об Отце.

Между тем ещё до Боговоплощения, до рождения Христа Искупителя, до Его вселенской евангельской проповеди, до Его распятия и воскресения человеческому роду дано было всё необходимое и достаточное, чтобы иметь истинное познание о Боге. Так говорит премудрый Соломон, живший за тысячи лет до Христа, говоря о том, что знание рождает веру и, рассматривая Божии творения, Божий мир, искусно Богом сотворенный, каждый из разумных Его созданий призван взойти мыслью к постижению Самого Создателя. А апостол Павел подтверждает мысль царя Соломона, говоря, что язычники – люди, не имеющие правой веры во единого Бога, – безответны, потому что Бог явил Свое присносущное Божество, показал Свою силу и величество в этом сотворенном Им мире.

И соответственно, неверие, противление истине не есть особый склад ума и уж точно не плод образованности. Как сегодня недоросли говорят: “Я закончил биологический (химический, медицинский) факультет, – сами понимаете, мне с верой не по пути”. Как будто бы избыток знаний препятствует человеку воздать славу Тому, Кто есть Отчая Премудрость и Источник всякого ведения среди людей.

Итак, не уверовавший будет осужден.И мы слышали, как весть о Воскресшем Христе отозвалась в сердцах не кого-нибудь, а самых преданных Христу учеников. Они не уверовали ни первый, ни второй раз, когда из уст мироносиц, и затем иных двух апостолов, сподобившихся лицезреть восставшего из гроба Учителя, услышали, что Христос воскрес. Не уверовали по медлительности, косности сердца и по жестокосердию своему.

Неужто ученики Матфей и Иоанн были злы? Священное Писание в данном случае говорит о жестокосердии не как о гневливости, а как особом состоянии сердца, которое иначе можно назвать окамененным нечувствием, грубостью, неспособностью взойти мыслью или усвоить душой мысль о Боге – всемогущем, всеблагом и вездесущем.

Отчего в человеческих душах, даже таких избранных, как следовавшие за Христом апостолы, поселяется эта самая тяжесть, тяжелая мысль, косность, жестокосердие, окамененное нечувствие? Конечно же, от худых мыслей, которые досаждали и апостолам, досаждают и нам.

Действительно, единая мысль осуждения, превозношения пред ближним, единая мысль тщеславная или гордостная, гневливая, мысль печальная, состояние уныния, просто суетности, когда человек думает о исключительно о земном, о материальных, а не духовных благах, помножаясь друг на друга, представляют собой некий туман, некий мрак, который тяжелой завесой окутывает человеческое сердце, созданное очень чутким, проницательным и чистым. И Спаситель об этом говорит прямо. Устами младенцев говорит истина. Если око наше – то есть совесть, наш дух, наш ум – будет простым и чистым, то и все тело – наши чувства, слова, действия, весь круг нашей жизни – будет светлым.

Человеческая душа напоминает собою белоснежную лилию с тончайший ароматом, но как легко эту лилию, если не сломать, то лишить ее пыльцы и неосторожным прикосновением лишить девственности её лепестки. Так вот часто бывает и с нами: с детских лет, а особенно подростковых, в юные годы грубые слова, нечистые помышления, агрессивная мечтательность, дурные дела, нечестность, лукавство, а особенно жестокость помрачают душу, и она уже, смотря на небо, перестает видеть в нем красоту и совершенство Божиего творения.

Итак, человек неверующий осуждает сам себя. И каждый из нас, если вера его не является зрячей, горячей, живой, если вера не открывает в нём внутреннее зрение, если ему, человеку, кажется, что в области веры есть какие-то нестыковки, какие-то противоречия, если вера препятствует показаниям его разума, должен заглянуть в глубину своего сердца и начать горячо каяться в упомянутых грехах гордости, похоти, злобы, лукавства, недоброжелательства, обмана, нечистоты и всего того, что составляет кровоточащую язву падшей человеческой души.

И Господь, увидев в Своем создании смиренное послушание в ответ на слова Самого Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие. Покайтесь, веруйте, ибо приблизилось Царствие Небесное», – просветит и очистит око души, сделает сердце мягким, нежным, духовным, проницательным, чистым, и вера сама собою войдёт в человека, как роса снисходит на траву и лепестки цветов, или как солнечные лучи поутру освещают прежде тёмную землю.

Человек создан таким, что всё его существо отзывается на призыв Божественной благодати. Едва лишь вера, доверие, жертвенная устремлённость ко Христу, стремление всецело посвятить себя Ему заполнит наш ум и сердце, тогда и явятся сами собою особые знамения, особые признаки и свидетельства этой веры. Человек призывает Христа Спасителя – и демоны исчезают и бегут прочь от него. Человек обретает новый язык сокровенной молитвы к Отцу Небесному, в ответ на чужую раздражительность проявляет кротость, – и становится способным исцелить от страстей окружающих его людей собственным безгневием, спокойствием, рассудительностью. Бог хранит его среди самых тяжелых и тяжких испытаний, и содействует ему Своею благодатью.

Для того, чтобы наша вера обрела все эти качества, мы призваны чрез Церковь Христову, соприкосновение с таинствами Покаяния и Причащения каяться глубоко пред лицем Христа, смиряться пред Ним и просить Его об умножении нашей веры, которая и составляет подлинное достоинство и счастье, и самое блаженство для разумного человека. Аминь.

“Масленица”, Анна Черкашина, 2002
“Масленица”, Анна Черкашина, 2002
декоративная горизонтальная черта
Проповедь