Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О вере и смирении сотника

Проповедь об исцелении слуги сотника. О чём сотник просил Господа? Отрок у меня люте страждет. Этот отрок – наша бессмертная душа. Страждет он в дому сотника, то есть в нашем теле.

00:14:14
О вере и смирении сотника
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Поздравляем всех с воскресным днём. Сегодня вечером в половину пятого акафист пред чудотворным образом «Всецарицы» и праздничная утреня в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и праведного отрока Артемия.

Мы с вами свершили воскресную литургию и евангельское чтение от Матфея напомнило нам о том, как смиренный иноплеменник, сотник, имевший в доме разболевшегося к смерти слугу, которого любил, выслал навстречу Иисусу Христу посольство со смиренной просьбой Всевышнему изречь слово и не дать умереть этому юноше. Сотник, не принадлежа к обществу Израиля, почитал себя недостойным вхождения Иисуса из Назарета под свой кров, говоря: «Скажи лишь слово, и чаемое исцеление свершится. Ведь и я подвластный человек, но имею воинов и слуг, и одному говорю: прииди, и тот приходит; другому: можешь идти, и тот уходит. Приказываю слугам своим, и они исполняют мои прошения»1.

Из этого исповедания сотника явствует, что он имел веру в Иисуса Христа не просто как в пророка из Назарета, не просто как в благого учителя, но как во всемогущего, всеблагого и всепремудрого Живого Бога, Который скрывал под завесой плоти Свое Божество. И Спаситель, обернувшись к Своим последователям, будущим апостолам, удивился, то есть явил им радость Свою, как человек: «И в Израиле не нашёл Я такого полного исповедания веры. Сказываю вам, что придут от запада и востока неведомые вам чада Мои и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом». То есть язычники обнаружат ту веру, которой сияли Авраам, Исаак и Иаков, а те, кто почитает себя чадами патриархов, извергнуты будут вон, не имея веры в Иисуса, во плоти пришедшего Бога.

Это повествование наводит нас на мысль и подтверждает свидетельства нашей веры, что Господь Иисус Христос воистину вчера и сегодня один и тот же. Он вездесущ и всемогущ, и всепремудр, и всеблаг. И этой верой нужно проникнуться так, чтобы все фибры нашей души и клеточки тела исповедали веру в то, что Иисус Христос, Бог во плоти, всегда с нами. И нет такого помышления, чувствования, намерения, которое укрывалось бы от Его очей. Ему исполнить каждое прошение наше легче, чем нам помыслить о том или изречь то устами. Он всеблагой, а значит, все обстоятельства нашей жизни так расположены Его премудростью, что послужат нам ко спасению, имей мы только веру.

И каждый пусть перепроверит свои убеждения. Потому что вот иной, когда слышит слова: «...да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», – думает о том, что Царство Небесное где-то далеко, вне нас, но когда-то оно приидет, когда приидет Сам Господь судить этот мир. И кто-то помышляет о встрече со Христом по исходе души из тела: вот тогда-то ангелы подведут меня – на девятый, на сороковой день я поклонюсь Иисусу Христу, и что я Ему скажу? Как вопрошает известный телевизионный атеист: «А что вы скажете Господу, когда с Ним встретитесь?»

И часто мы на нашей домашней или церковной молитве обращаемся ко Господу, но почитаем, что Он вне нас, далеко от нас, хотя, конечно, как Бог, знает всё происходящее. И это заблуждение, потому что вездесущий и всемогущий Господь нам свидетельствует: «Я с вами». Потому что Он говорит нам: «Будьте во Мне и Я в вас». Он, беседуя с Отцом на Тайной Вечери, говорит Небесному Родителю: «Я в них, и Ты во Мне, да будут они едино, как и Мы, Отче, едины с Тобою».

Следовательно, тот, кто имеет веру здравую, полную, спасающую, должен со страхом и трепетом признать, что Бог находится в глубинах нашего сердца. А как же иначе? Мы сегодня приобщились Его Пречистого Тела и Крови, самую душу Христа мы соединили со своей душой. А ведь от Его телесного естества неотлучно и Божество, и никогда не разделяется Божество и человеческая природа Христа. Значит, все мы, вновь и вновь приобщившись Святых Христовых Таин, вступили в совершенно непостижимое, неподдающееся осмыслению и исследованию мыслью единство с Живым Богом.

И вот тут-то нужно и вспомнить, о чем сотник просил Господа: отрок у меня люте страждет. Этот отрок – наша бессмертная, по благости Божией, по сотворении душа. Страждет он в дому сотника, то есть в нашем теле, с которым душа таинственно соединена. Господи, кто я, чтобы Ты вошел под кров мой? Да, мы, как и Петр, исповедуем свое недостоинство. «Выйди, Господи, от меня, я человек грешный», – говорил со страхом и трепетом Петр, сидя в лодке со Христом, когда чудесно наполнились рыбой сети. Да, мы исповедуем себя недостойными единения со Христом, вот такого собеседования с Ним лицом к лицу, уста к устам, сердце к сердцу. Господи, но Ты – вездесущий, всемогущий, всепремудрый, всеблагой, Ты знаешь мысли мои ещё прежде, чем они родятся в моем сознании. И поэтому прошу Тебя, даруй исцеление души моей, отроку моему.

И когда мы соединим в своём сердце помышление об Иисусе Христе, всемогущем, всеблагом (Он есть любовь) и всепремудром, и будем просить Его, чтобы Он прикоснулся невидимо Своим перстом к нашей душе и исцелил её незаживающие язвы, с верою, что Господь хочет этого больше, нежели мы сами; и не один раз так попросим, а всегда будем прибегать и мысленно припадать к Его стопам, то конечно, Бог, когда мы просим у Него хлеба, не даст нам камень, когда просим у Него рыбы, не даст нам змею. А хлеб – это Он Сам, и рыба – это тоже Он сам. Рыба, как вы знаете, это есть символ Иисуса Христа, и по-гречески это слово звучит так, как бы составлено из молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий».

И сотник, в завершение скажем, говорит: «Я маленький человек, но и меня слушаются подчиненные: прииди – и приходит, отойди – и отходит». Так вот христианин, когда Дух Святой осеняет его сердце, получает господство над всем, над чем он призван господствовать. И появляется на горизонте нашего сознания худой помысл, мы говорим: уйди, именем Иисуса Христа, и он уходит. Искушает нас печаль, обида, гордостное помышление, любая страсть – и мы прогоняем её именем Иисуса Христа. Святитель Феофан Затворник говорит: можно так и приглашать благих слуг. Например, на молитве не хватает нам внимательности, молитва свершается рассеянно. Мы с дерзновением, как чада Божии, скажем, отмахиваясь от суетных помыслов: внимание, прииди ко мне, – и оно придёт. Или говорим: сердечное сокрушение, умиротворение души, не остави меня, посети меня, по милости Господа Иисуса Христа, – и оно приходит. Искушают нас помыслы гордости, а мы говорим: смирение, чувство ничтожности моей, слабости моей, не остави меня, приди ко мне, –  и оно приходит, по благодати Духа Святого.

Итак, сегодняшнее Евангелие, которое мы толкуем с вами по причащении Святых Христовых Таин, говорит о том, что Господь, всемогущий, всепремудрый, вселюбящий, таинственно уже вошёл под кров нашей души. Он видит малейшее движение нашей мысли, малейшее наше сердечное склонение к добру или ко злу. И поэтому будемте препровождать весь день, как облагодетельствованные Христом, с тем чтобы отрок наш – душа наша, обретя чрез единение с Господом и смирение, и любовь, и чистоту, и молитву, обнаруживала признаки жизни и не впускала в себя смерть, начало которой – это жало греха.


1 Ср.: Мф. 8, 5 – 13.
На икона: Исцеление слуги сотника Господом Иисусом Христом.
Исцеление слуги сотника
декоративная горизонтальная черта
Проповедь