Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О вере святых пророка Илии и апостола Петра

Проповедь в день памяти пророка Илии. Хождение ап. Петра по водам является исполнением того, что начертывал в своей жизни пророк Илия, живший вышеестественной, а не обычной, земной, греховной жизнью.

00:14:15
О вере святых пророка Илии и апостола Петра
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с принятием Святых Христовых Таин в день воскресный, день, когда мы чествуем славного Илию Фесвитянина, Илию ревнителя, ветхозаветного пророка, Промыслом Господним сохраняемого живым в теле, в Божией деснице. И те, кто читали в Книге Царств свидетельства о его жизни, может быть, уразумели, что его судьба прообразовывала собой благодать Нового Завета. Предание сообщает, что ангелы повивали пророка Илию огненными пеленами, в знак того, что христианские младенцы купелью Крещения сподобляются огня Духа Святого.

Пророк Илия, редчайший в Ветхом Завете девственник, опять-таки прообразовывал собою путь Христа, Пречистой Девы Марии и избранников Нового Завета. Он воскресил сына вдовицы из Сарепты Сидонской, пав мёртвому отроку на грудь, прикоснувшись к его устам. И это, при возвышенном понимании, есть прообраз вочеловечения Господа Иисуса, Бога Живого, Который, восприняв нашу природу, оживил истлевавшее во грехах, помертвевшее человечество, обновив в нём дыхание жизни, возвратив нам благодать Святого Духа.

Мы помним, как пророк Илия заклал четыреста жрецов Ваала, почему и поныне он изображается на прекрасной иконе, помещённой в середине храма, с мечом. И это тоже прообраз, знак, что христианам Христос даёт власть наступать и на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию. Меч, который вручил нам Иисус Христос, есть Его святое имя, которым мы можем и должны разить супостатов. Вспомним коленопреклоненную молитву Илии Пророка, вследствие которой огонь снизошёл на выложенный им жертвенник, совершенно потребив и воду во рву, и дрова, и тельца. Пророк Илия знаменует собою служение Господа Иисуса Христа и самую Божественную Евхаристию – ведь и поныне чрез соборную молитву, возглавляемую священником, огонь Святого Духа снисходит на предложенные Дары, и хлеб и вино как будто исчезают, а является Тело и Кровь Спасителя, принимаемые нами с благоговением, покаянием и верою.

Пророк Илия умножает масло в сосудах в доме вдовицы, где был воскрешен её сын – и это прообраз чудесного умножения хлебов Господом в пустыне, прообраз Божественной благодати, ибо не мерою даёт Бог Духа Святого. И каждому ученику Спасителя по мере его радения даёт Господь источник воды живой, который истекает из его сердца и не убывает, но лишь преумножается – речь идёт о благодати Святого Духа.

Самое удивительное в жизни пророка Илии – это его восхождение на небо на огненной колеснице живым. Это прообраз воскресения нашего Спасителя и восхождения Его на небеса. Прообраз чудесного успения и взятия на небо Пречистой Девы Марии. Прообраз таинственной кончины святого Иоанна Богослова, который пребывает в сокровенности, доколе не придёт Господь. Прообраз кончины каждого христианина, ученика Христова, который, если как должно воспользуется всеми средствами, доставляемыми нам искупительным подвигом Иисуса Христа, призван живым (душою, воскрешённою благодатью Святого Духа) восходить на небо, а не снисходить во ад, как это было в Ветхом Завете, до крестной жертвы Господа Иисуса Христа.

И, может быть, хождение Петра по водам, о котором мы сегодня слышали, является исполнением того, что начертывал в своей жизни пророк Илия, живший вышеестественной, а не обычной, земной, греховной жизнью. И это хождение Петра, устремление его ко Христу есть чудесное знамение для нас, нуждающееся в нашем осмыслении.

Действительно, не зря Церковь называет нашу многобедственную земную жизнь морем житейским – это не условность, не художественный образ, потому что многие в этом море утопают безвозвратно. Волны этого моря – страсти. Священное Писание, предание Церкви, богослужебные книги называют тяжелоносными солёными волнами страсти человеческие – гордость, похоть, злобу. Каждый христианин, находясь в борениях, в трудах, подобных апостольским (которые до утра боролись с водной стихией, с противными ветрами), каждый христианин призван устремлять свой взор на Воскресшего Иисуса, идущего по волнам. Господь чужд наших страстей, чужд греха. Он является нам, и не просто является нам, но всегда с нами пребывает. Духовными очами созерцая Воскресшего Спасителя, мы призваны, как Петр, если только у нас есть любовь и решимость, выйти навстречу Спасителю. И Христос, как видим, в ответ на прошение Петра: «Повели мне пойти по волнам», призывал его: «Иди». Христианин действительно может, при условии смирения, покаяния, любви и молитвы идти поверх этих солёных тяжёлых волн житейского моря, не утопая в них.

Но вот видим, Пётр, как человек, перевёл свой взор со Христа и Его чудесного, прекрасного лика на самые волны и стал прислушиваться к этому бурному ветру. Пётр знаменовал собою наше устроение.Мы этим преимущественно и занимаемся – то есть по недостатку внимания, веры, в силу рассеянности, маловерия, ограниченности только и взираем на эти волны, то есть созерцаем грех в себе и в других, только прислушиваемся к нечистым ветрам – к помыслам, мечтаниям, которые обременяют наше сознание. Удивительно ли, что, отвратив взор от Воскресшего Спасителя, то есть не имея внимательной молитвы, которая ум и сердце наши обращала бы ко Христу, забывая о имени Христовом, удивительно ли, что мы ежедневно идём ко дну, опутывая себя страстями, захлебываясь солёной водою, устрашённые этими враждебными вихрями помышлений и мечтаний, которые клубятся над нами?

«Почто усомнился, маловере», – говорит Господь Петру и тотчас извлекает его на свет Божий и оказывается с ним в лодке. Если христианин не хочет потерпеть кораблекрушения в вере, если хочет быть не погибающим, а спасаемым, пусть простирает свои руки к Воскресшему Спасителю: «Спаси мя, погибаю! Иисусе Христе, помилуй мя!» – и, не взирая на эти завывания ветра в нашей душе, на обилие худых помышлений, не взирая на ворочающиеся в глубинах сердца солёные тяжёлые волны страстей, устремляет взор единственно на Спасителя, Который нас видит, слышит, предстоит нам, таинственно сопребывает с нами в глубинах нашего сердца.

И каждый призван, воспользовавшись опытом апостола Петра, в сознании своей немощи, слабости, сознавая себя как будто утопающим, погибающим без Христа, простирать к Нему ум и сердце, чувства, молитвы и, таким образом, держаться на поверхности, не подавляться терниями согрешений, возвышаться над страстями. Что, как мы видим в Божественной литургии, в Евхаристии, вполне легко и удобно, если мы имеем веру в Воскресение Христово и с покаянием и любовью причащаемся Святых Таин, имея надежду, как некогда пророк Илия, с душою, оживлённою благодатью Святого Духа, взойти от земли на небо. Для чего и здесь от нас требуется жизнь не земная, а небесная – то есть с прощением обид, с молитвой о всех, с любовью и к ближним, и к дальним. Аминь.

На иконе: хождение Иисуса Христа по водам.
Хождение Иисуса Христа по водам
декоративная горизонтальная черта
Проповедь