Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О внутренней одержимости

Проповедь на евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого. В образе этого больного, без сомнения, представлено как всё человечество, так и каждый из нас. Таков каждый потомок Адама.

00:16:56
О внутренней одержимости
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с днём воскресным и завершением ночной Божественной литургии, с принятием Святых Животворящих Христовых Таин.

Сегодняшнее воскресное чтение повествовало нам о том, как Спаситель, переплыв Тивериадское озеро, прибыл в Гергесинскую страну, где Его встретил бесноватый. Конечно, евангельское повествование, помимо исторического смысла, содержит ещё и указания, свидетельства о вневременном, вечном служении Христа.

Это Тивериадское озеро, которое по обширности называлось морем, может быть, знаменует собою самое Небо, с которого снизошёл Сын Божий, соделавшись человеком, вступив в нашу мрачную страну, страну изгнания, страну, где человеческая природа, в Адаме ниспав, была несказанно мучима демоническими силами. И в образе этого гадаринского бесноватого, без сомнения, представлено как всё человечество, так и каждый из нас.

Действительно, когда мы вдумаемся в то, что говорит о больном, одержимом бесами, евангелист Лука, то вынуждены будем признать, что это повествование касается каждого из нас. Вот, он не жил в жилище человеческом, но был гоним бесом в пустыню, где пребывал в гробищах и пещерах. Не одевался в обыкновенную человеческую одежду, но днём и ночью бился о камни. А когда жалевшие его люди, сродники и друзья пытались связать его цепями и путами, он разрывал их и убегал от людей, влача своё страшное существование.

Таков каждый потомок Адама. Лишённый одежды: то есть лишённый Божественной благодати, которой некогда наслаждались праотцы, первозданная чета.

Не живёт в жилище человеческом: так и ум наш редко когда посещает Богом приготовленное ему жилище – сердце, пространство души, но большей частью скитается он в местах безводных и пустынных, обходя моря и земли, и бьётся о камни.

И живёт во гробищах: то есть под воздействием лукавого посещает нечистые места, обуревается духом гордости, злобы, плотской нечистоты.

Бьётся о камни: то есть всегда утесняем бывает образами, чувствования, злыми помышлениями.

И, сколько ни привязывают его сродники и друзья, он вырывается и, как помешанный, убегает. Как ни пытаемся мы собственными силами призвать к порядку наш ум, занять его предметом достодолжным, занятием приличествующим, всё он вырывается из рук и обладаем множеством демонов: помыслов и мечтаний, которые заполняют пространство нашей души и рассредоточивают, растягивают наши душевные силы, причиняя нам невообразимые страдания, всегдашние мучения, каковы суть гордостное самоутверждение, многоразличные страхи, внутреннее недовольство, приступы уныния и печали, осуждения и всё прочее, что именуется плотью, грехом, от которого изнемогает наша природа.

И не было бы выхода из этого несчастливого положения, из этой страны греха и смерти, если бы не явление Сына Божьего, облёкшегося в человеческую природу, если бы не предстал пред нами, находящимися в этой стране изгнания и вечной смерти, Сам Господь Иисус Христос. В отличие от грешных людей, которые, движимые состраданием, пытались помочь своему сроднику, Спаситель единым мановением перста, единым словом изгоняет из нас злую силу, что и свершилось в таинстве Крещения. Всякий раз мы испытываем это освобождение в таинстве Покаяния и особенно когда сподобляемся причащаться Тела и Крови Господа Иисуса Христа: демоны, докучающие нам, пытающиеся повредить и погубить нашу природу, с позором обращаются в бегство.

Заметим, что это повествование говорит о том, насколько убийственны их намерения: если бы попустил Господь, если бы мы были предоставлены только самим себе, давно бы земная наша жизнь подошла к концу и мы были бы насильственно исторгнуты душой из тела – такая инфернальная злоба окружает каждого христианина. Мы сами не сознаём, быть может, что являемся предметами всегдашнего попечения Небесного Отца, в руке Которого находится наша земная жизнь. Мало мы благодарим Господа, не чувствуя полноты нашей зависимости от Его благости. Отврати Господь на мгновение ока лицо Свое от нас, отдай нас Бог в руки наших врагов, что бы с нами было? Но не для того Бог стал человеком, не для того пролил Он Свою бесценную Кровь, не для того победил смерть Воскресением, чтобы мы стали приманкой и жертвой диавола.

И видим, какая злосчастная участь постигает бессловесных свиней: Христос, желая вразумить жителей Гадаринской страны, попускает демонам, исполняя их желание, по изгнании из несчастного больного не в бездну сгинуть, но войти в этих неразумных животных, которые тотчас с крутизны устремляются в водную пучину и гибнут там все без исключения. Это повествование говорит нам о том, как милостив Господь, как любит Он человека. Без воли Небесного Отца ни единый волос не упадет с главы нашей. И вместе с тем этот подлинный рассказ учит нас благоговеть пред Господом, никогда не роптать, не сомневаться в благости Божией, но всегда благодарить, даже испытывая те угнетения, те нападения, которые по праведному Божьему суду мы терпим ради нашего очищения, усовершения, если идём путём, который указал нам Господь Иисус Христос.

Когда пастухи, прибежав в город, захлебываясь от волнения, рассказали жителям Гадаринской страны о происшедшем, те пришли туда, на берег озера. Примечательно, что они были одержимы страхом. Каким страхом? Вмиг потеряли они все надежды на прибыток от продажи животных, почитавшихся нечистыми. И вместе с тем они увидели, что у стоп Иисуса Христа сидит их соотечественник – в здравом уме, в одеждах, и взирает на Господа Иисуса Христа, как сын на отца, как исцелившийся больной на милостивого Врача.

Кажется, нужно было подивиться этой метаморфозе, нужно было приблизиться к жителю их города, ощупать, осмотреть его, поговорить с ним, убедиться в полном исцелении, дарованном ему Господом. Но нет, они просят Спасителя поскорее уйти из их области, как бы не погублены были и другие свиные стада. Приблизительно в таком состоянии и находится современное человечество, которое, служа греху, сознательно или бессознательно изгоняет из своих сердец, из общежития Господа, пренебрегает Его милостью и любовью.

Между тем как этот гадаринский больной, приседевший стопам Господа Иисуса Христа, указывает на наше собственное место: получив Божие благодеяние в таинствах Церкви, чувствуя в себе благодатное изменение, мы призваны оставить тех, кто служит греху, но оставаться у стоп Иисуса Христа, взирать на Него, желать быть с Ним. Эта одежда есть знак Божественной благодати, которая просветляет ум, умиряет сердце причастника. Он был смыслящ – то есть к нему вернулась способность здраво мыслить, обращать молитвы к Создателю, он ощущал совершенно забытый и непостижимый для него покой, мир, тишину. Он просился следовать за Христом, но Спаситель отправил его в дом свой, в забытое им жилище, чтобы исцелённый поведал всем о благодеянии, которое оказал ему Бог.

Так и мы, восприняв Божественную благодать, призваны самой светлостью лица, мирным устроением души, добрым словом, смиренным и кротким образом жизни благовестовать Христово Воскресение, памятуя, что только любовь и молитва ко Господу делают нас неприступными для вражьей злобы, делают нас сильными супротив супостата, дают нам то всеоружие Божие, о котором мы слышали, с тем чтобы устоять в день лютый, в день испытания и оказаться достойными милости Спасителя на Его Суде.

Византийская фреска: Исцеление гадаринского бесноватого.
Исцеление гадаринского бесноватого
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные