Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О внутреннем слухе

Помимо внешнего уха и языка у человека есть еще внутренний слух и внутреннее слово. И без преувеличения можно сказать, что в этом отношении все мы и глухие, и немые. Разве не нем христианин, если он может провести полдня без обращения к Богу, увлекаясь единственно тем, что его окружает?

00:14:26
О внутреннем слухе
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие, с завершением четвертой седмицы Великого поста — Крестопоклонной, в течение которой мы обновляем наши силы, поклоняясь и лобызая Древо Креста Господня. Завтра день воскресный, память святого Иоанна Лествичника — великого аскета, хранителя всех, кто желает победить в брани со своими страстями.

Интересно и замечательно, что ровно год прошел с тех пор, когда по определенным причинам храм Всех Святых затворил свои врата. Конечно, мы тогда не могли и думать, что это так надолго, но, видимо, у Господа на всё Свои времена и сроки. Мы всегда воздаем Ему, нашему Создателю и Искупителю, благодарение и смиренно преклоняем главу пред Его Божественной волей, промышляющей о лучшем для нашего спасения.

А на пятой седмице Поста, в среду вечером, — стояние преподобной Марии. Мы будем вновь иметь возможность погрузиться умом и сердцем в священные библейские повествования, слушая Покаянный канон святого Андрея Критского и участвуя в тех воздыханиях, которые этот божественный, просвещенный духом муж обращал к Создателю с возгласами: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Сегодня Евангелие нам повествовало о благодеянии, оказанном Спасителем человеку, который был лишен слуха и поражен немотой. Евангельское чтение1 свидетельствует о том, что причиною его немоты и глухоты была, как ни странно, нечистая сила. Тёмная сила по определенным Богу известным причинам сковала уста и слух бедного человека, который, может, и не надеялся на то, что разрешится его язык и он услышит звуки этого мира.

К Нему, Спасителю, привели больного те, кто, очевидно, верил, что Сам Бог явит милосердие несчастному. И Спаситель вложил Свои святые персты в его уши, и тот мгновенно услышал щебет птиц, движение ветра, более того, обрёл способность облекать мысли в слово. И восторг его и радость были столь неподдельными и сильными, что, даже несмотря на указание, данное ему Спасителем, хранить в тайне происшедшее, он никак не мог этого сделать. Спаситель сделал это указание для нас — в скромности всё приписывать Богу, но ни в коем случае не себе, когда через нас что-то доброе приходит в мир.

Исцеленный на всю вселенную возглашал милость Божию, славя Христа Искупителя. Это замечательное повествование учит нас хранить себя от нечистой силы, действующей через помыслы, через злые дела, если мы их произвольно совершаем. Потому что, как мы видим, при известном Божьем попущении, лукавый может всегда воздействовать на нас и причинить ущерб нашему телу.

Конечно, в этом повествовании есть глубокий смысл. Потому что у человека, помимо его внешнего уха и языка, есть еще внутренний слух и внутреннее слово. И без преувеличения можно сказать, что в этом отношении все мы и глухие, и немые. Разве не нем христианин, если он может провести полдня без обращения к Богу, увлекаясь единственно тем, что его окружает: беседуя и разговаривая с людьми, определенное время уделяя всяким зрелищам, и только вечером, спохватившись, подумает про себя: «Надо ведь Господу помолиться, все-таки ночь впереди, встану ли я живым завтра утром? Помолюсь-ка я Господу». И, действительно, нездоровое состояние души проявляется в её молчании, в её внутренней немоте.

И напротив: тот, кто припал к Спасителю с покаянием, прося Его разрешить от этой немоты, начинает выздоравливать, и признак этого выздоровления есть всегдашняя обращенность к Создателю — не только когда мы берём в руки молитвослов или Псалтирь, или когда идём в Божий храм, но и когда остаёмся в уединении, и даже когда общаемся со своими родственниками. В глубинах сердца христианин всегда испытывает потребность обращаться к Творцу. И этот внутренний таинственный ручеек — неслышный и никому не видимый — является признаком того, что перед нами душа живая, душа, которая начала оживать, получила от Господа таинственные прикосновения к внутреннему языку.

То же самое и в отношении слуха. Мы очень любим слушать все и вся вокруг себя. Но между тем люди массово поражены внутренней глухотой: мы не слышим того зова, того стука, о котором Сам Спаситель свидетельствовал в Апокалипсисе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»2.

Действительно, Божественная благодать никогда не спит, никогда не устает возбуждать наш чистый смысл, наш слух. Ангел Господень, дарованный нам в Крещении, всегда рядом, всегда своим крылом он прикасается к нашему сердцу, воздействуя через совесть, через душу, через словесную силу. Но мы, слепые и глухие, жалуемся на то, что нас никто не любит, нами никто не интересуется, что нам скучно и некому руку пожать. Мы ищем развлечений, чем бы себя занять, совершенно не понимая, не видя, не зная, не слыша, сколь многие нами интересуются — и наш святой покровитель, имя которого мы носим, и Ангел Хранитель, плачущий о душе, рядом с нею находящийся, и Пречистая Дева Мария, Которой мы усыновлены самим Крещением, нами воспринятом, и благость Господня, пекущаяся о нашем спасении.

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут»3, — слышали мы сегодня в Священном Писании. Когда совершается панихида, и мы слышим это заупокойное Евангелие, не нужно относиться к сказанному только как к отдаленному событию воскрешения человечества. Уже сегодня глас Сына Божьего имеет силу воскрешать мертвых. И действительно, когда душа, глубоко сожалеющая и кающаяся о своих ошибках прошлого, начинает внимать себе и устремляет свои очи ко Господу, когда открещивается от находящих на нее помыслов, тогда она слышит глас Сына Божьего и, услышавши, оживает.

Действительно, воскресение первое, о котором говорит Апокалипсис, есть оживление человеческого духа Божественной благодатью, искра которой нам дарована в Крещении. Для того-то мы и приступаем к Святой Чаше с верой, покаянием и любовью, чтобы Господь отнял от нас печать греха, влил Божественные силы в члены нашей души, освятил ум, умягчил сердце, научил нас трезвению — то есть всегдашней обороне против лукавого, всегдашней молитве и явил в нас Свое непостижимое присутствие.

Дай Бог и нам этим Великим постом получить первое воскресение или приблизиться к нему, чтобы отнял от нас Господь коросту греха, разрешил нас от немоты нашего внутреннего языка, научил нас всегда обращаться к нему, всегда утреневать к Нему, молиться, беседовать с Ним, разрешил нас от глухоты и немоты, соделал нас душою живою. С праздником!


1 Мк. 7, 31 – 37.
2 Откр. 3, 20.
3 Ин. 5, 25.
Икона: Исцеление глухого косноязычного.
Исцеление глухого косноязычного
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные