Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О врачевании живой водой Христовой благодати

Беседа на евангельское чтение об исцелении расслабленного при Овчей купели. Каждый из нас является именно этим параличным больным, потому что грех, живущий в нас, сковывает наше устремление ко Христу.

00:15:47
О врачевании живой водой Христовой благодати
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос Воскресе!

В этот воскресный день, дорогие мои друзья, мы в храмах слышим чтение Евангелия от Иоанна Богослова, повествующее о том, как наш Спаситель, придя в купель Силоамскую, зайдя в помещение, где находилось множество больных (иссохших, расслабленных параличом, страждущих от неисцельных язв и ран), внимательно взирал на них. А все они чаяли движения воды. Дело в том, что раз в году Ангел Господень, оставаясь невидимым, сходил на эту древнюю купальницу, и воды приходили в движение – им в этот час сообщалась целительная, врачебная сила. И тот, кто первым спускался в эту купель, получал мгновенное исцеление, каким бы ни был одержим недугом. Ради этого-то часа и мига множество несчастных, принесенных сюда, приведенных, пришедших, беспрестанно взирали на воды Силоамской купели, чаяли движение воды1.

Наш Спаситель пришел взыскать и спасти погибшее2, последние для Него – первые. Вот почему Он обратил Свой взор на несчастного человека, иссохшего уже на одре болезни, тридцать восемь лет находившегося в состоянии вынужденной полной недвижимости – параличе. Только глаза и уста его отзывались на слово Христа.

– Хочешь ли быть исцеленным?

– Господин мой, не имею человека, который бы донёс меня до купели.

Этот человек – Богочеловек, наш сострадательный и человеколюбивый Господь, пришедший отереть слезу с ланиты (щеки) каждого сироты, каждой вдовицы. Господь, Который воспринял на Себя наши немощи, хвори и болезни, добровольно вкусил за нас горчайшую смерть, чтобы, восставив собственное телесное естество, вознести его ко Отцу и ниспослать нам, казалось, навек утраченную Адамовым грехопадением живительную, всеисцеляющую благодать Святого Духа.

Господь наклонился над несчастным и устремил на него Свой Божественный взор, исполненный состраждущей любви. «Встань и ходи», – изрекли Христовы уста, и неведомая сила мгновенно осенила душу этого несчастного человека – душу, трепетно раскрывшуюся пред взором Господа, душу, способную с верою воспринять Божественный глагол Иисуса. Свершилось непостижимое, невообразимое: сочления, суставы, плюсны, фаланги человека, искривлённые временем, уже не способные к движению, обрели мягкость, эластичность; помертвевшие ткани ожили; он встал и собственными руками взял одр, на котором лежал. Не в состоянии поверить своему счастью, он двигал руками и ногами и непрестанно взирал при этом на своего Благодетеля.

«Иди и более не греши, чтобы не случилось с тобою чего худшего». А что может быть худшим такой мучительной болезни? Конечно, вечная мука, геенна огненная, страдая в которой и душа, и тело человека, осуждённого за нераскаянность и богоборчество, уже никогда не освободятся от вечного мучения.

Посмотрим на самих себя, дорогие мои друзья. Конечно, и в наше время умножается число людей, потерявших способность движения – болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, паралич, затвердевание суставов, потеря ими способности движения. Сколько людей сейчас прикованы к одру болезни, и как внимательно они читают или слышат это Евангельское повествование, умом и сердцем обращаясь к Тому, Кто есть всеисцеляющая сила, премудрость и любовь – к Господу нашему Иисусу Христу, врачу неба и земли. И дай Бог им помощи через руки врачей, через правильно подобранные лекарства, умную терапию.

Но и каждый из нас, тех, кто наслаждается способностью и возможностью ходить и двигаться, поверьте, каждый из нас, конечно же, является именно этим параличным больным, потому что грех, живущий в нас, сковывает и умерщвляет наше внутреннее движение, устремление ко Христу. Мысли, полоняющие сознание, беспорядочные, непрестанно давящие на психику гордостные, нечистые, злобные, хульные помыслы, чехарда и сумятица воспоминаний, нелепица мечтаний – в течение десятков лет наш ум, перегруженный этими помыслами и мечтаниями, потерял способность устремления, движения ко Христу; он пребывает в состоянии стагнации, скованности, бездвижности, несмотря на всю эту фантасмагорию мучающей нас мыслительной деятельности.

И только один Христос Спаситель силен, наклонившись над нами, внимая нашему покаянию, приложить пластырь Своего всеисцеляющего Имени и снять эту опухоль и нагнетение. А нам лишь подобает увидеть Его, обратиться к Нему, вложив ум в слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Иисусе Христе, очисти праздный ум мой. Иисусе Христе, напечатлей имя Свое в моем уме», – и так со вниманием и постоянством обращаться к Спасителю. И со временем ум, став чистым, спокойным, бесцветным, бескачественным – tabula rasa – чистым холстом, отпечатлев в себе имя Христово, обретёт, казалось, навсегда утраченную младенческую способность как стрела устремляться к области Невечернего Света, сочетаться с невидимым, неведомым, но открывающимся нашему сознанию Богом и передаст эту способность сердцу, которое столько десятков лет было загнано нами во тьму.

Какие только змеевидные страсти не гнездились в нём: это и тёмная, тяжелая вода уныния, печали; это и антонов огонь отчаяния; это мрачные всполохи злобы, раздражительности, гнева, ненависти; это абсолютный, непроницаемый мрак гордости, тщеславия, самодовольства; это геенский огонь плотских страстей, мечтаний, похоти; это прилеплённость к земным предметам, сребролюбие, жадность, пленение души и потеря ею свободы.

Один Христос Спаситель, врач земной и небесный, в час, когда мы раскроем пред Ним недра нашего измученного сердца, покаемся, то есть обнажим, исповедуем, признаемся в этих неразумных пристрастиях, в этих смрадных грехах, Он, Своим вещим перстом прикоснувшись к душе, уставит ток нечистых помышлений, уцеломудрит, облегчит сердце, изгонит вон мрак упомянутых мною страстей. На описанные мною труды покаяния пусть уйдут недели, месяцы – не знаю, сколько нам осталось: год, два, три? Но мы призваны обрести в Иисусе Христе чаемую свободу во исполнение Его слов: Познаете истину, и истина сделает вас свободными3.

Христос Спаситель, отпуская нам грехи, самую волю – деятельную способность души – силен очистить от дурных привычек, пристрастий, соделать её целеустремленной, лёгкой, динамичной, так чтобы она, принимая в себя импульсы Божественной благодати, влекла, увлекала с собой и ум, и сердце; и разрозненные дотоле силы души, укрепляясь надеждой на милость Божью, соделали нас цельным и чистым по благодати существом в очах Господа Вседержителя. Конечно, не без нашего участия, не без наших трудов это может быть.

Итак, дорогие друзья, увидев сегодня над собою наклонившегося Господа Иисуса, восстанем от греховного сна, мгновенно покаемся в грехах, оборвём эти узы, которые привязывали нас к грешной земле. Восстани, спящий, и осветит тебя Христос!4 Нет для верующей души ничего невозможного. И если ещё вчера мы погрязали в скотской жизни, то сегодня можем уже выйти, с Божьей помощью, на тропу чистоты и честности, меры и мира, милосердия и любви. С каждым шагом поступь наша пусть становится тверже, с каждым шагом да пребывает света в нашей душе, ведь впереди нас Сам Христос – Свет, в Котором нет никакой тьмы. Получив от Него чрез глубокую исповедь, причащение Святых Христовых Таин прощение и очищение, уже не свернём с выбранного нами пути веры и благочестия. Не благонадежен для Царства Небесного тот, кто, положив руку на плуг, оборачивается назад5.

Итак, будем взирать на нашего Спасителя – кроткого и светлого, и радостного – и горечь наших покаянных трудов скоро обернётся сладостью прощения, а живая вода Силоамской купели – благодать Святого Духа, изнутри и снаружи очистив и оживотворив нас, соделает нас подлинными чадами Отца нашего Небесного. Аминь.


1 Ин. 5, 1 – 15.
2 Мф. 18, 11.
3 Ин. 8, 32.
4 См.: Еф. 5, 14.
5 См.: Лк. 9, 62.
На изображении: Исцеление расслабленного при Овчей купели.
Исцеление расслабленного при Овчей купели
декоративная горизонтальная черта
Беседа