Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О всемогуществе Бога во плоти

Проповедь на евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовицы о чудесном согласии святых отцов семи Вселенских Соборов. Всемогущий Господь, безусловно, имеет власть над жизнью и смертью.

00:14:04
О всемогуществе Бога во плоти
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем всех с воскресным днём, с принятием Святых Животворящих Таин Христовых!

Сегодня, в день воскресный, мы слышали повествование святого Луки1 о том, как Спаситель, находясь в предместье города Наина, обратил Свой взор на похоронную процессию. За гробом юноши шла его родительница, вдовица, потерявшая в этой жизни всё: и мужа, и сына, а значит, и самый смысл своей земной жизни. За гробом следовали ещё и сродники, и горожане.

Вспомним, что иудеи гнушались мёртвым телом и почитали осквернением прикосновение к самому месту, где лежал труп. Но человеколюбивый милосердный Господь восскорбел духом, как скорбел Он впоследствии у гроба Лазаря, совершенно ведая глубины и тайники человеческих сердец, и, повелев похоронной процессии остановиться, возложил руку на одр, где лежал мёртвый юноша, и обратился к нему, к душе его, повелев ему встать с одра.

Это одно из страшных и удивительных свидетельств евангельской истории о всемогуществе Бога во плоти. Юноша ожил, душа возвратилась в тело, казалось, навеки ею оставленное. Юноша встаёт, а лучше сказать, сидя на этом одре, начинает говорить. Что он говорит, мы не знаем. Всего вероятнее, он свидетельствует о всемогуществе Иеговы – Бога Израиля. Евангелисты умалчивают о том, что он говорит и какое впечатление производит его речь. Лишь народ, ставший свидетелем этого переломного момента всемирной истории, свидетелем победы жизни над всевластием смерти, обратив взор на Иисуса Христа, говорит: се, пророк явился в Израиле, то есть человек, через которого Сам Бог являет Свою непостижимую благость и всемогущество.

Не всегда мы вспоминаем это евангельское повествование, однако нужно хранить его в памяти. Ведь и мы являемся свидетелями многих драм и трагедий человеческой жизни. И всемогущий Господь, безусловно, имеет власть над жизнью и смертью. Не всегда свершается то, что Господь явил во время Своей жизни во плоти, не потому, чтобы Бог не мог воскресить к земному бытию умершего, но потому, что вера в воскресение и жизнь уже внедрена в наше сознание, и мы не воспринимаем как трагедию, не имеющую никакого разрешения и объяснения, те случаи, когда внезапно обрывается земная человеческая жизнь. Веруем, что так определяет или попускает тому случиться бездна Божественной премудрости, и оставляем за Господом Богом последнее слово, Который говорит, что Он воскресит Своих чад в последний день.

Однако должно всегда содержать в памяти это свидетельство евангелиста Луки, с тем чтобы не смущаться душой, не впадать в уныние, в отчаяние, когда вокруг нас или с нами свершается нечто, не вмещающееся в человеческое постижение. Много тайн у Бога, как говорит русский народ. Что Бог творит, никому не говорит, но последнее слово останется за Ним. И мы должны верить в абсолютную благость, милосердие и премудрость Творца.

Сегодня чествуем и отцов VII Вселенского собора, именуемого Вселенским по важности принятых там решений. По этому поводу можно сказать следующее: абсолютным чудом истории христианской является согласие святых отцов не только Седьмого, но и всех предыдущих шести Вселенских соборов. Те, кто знают церковную историю, конечно, скажут о том, что имели место прения, собеседования, выяснялись и преодолевались преткновения. Но результатом, постановлением Соборов, от Первого до Седьмого, были догматические и канонические определения, свидетельствующие о удивительном согласии многих сотен людей, живших с I по VIII век по Рождестве Христовом. И это одно из свидетельств того, что главным участником Соборов, и не только Соборов, но и жизни Церкви, изо дня в день, из столетия в столетие, является Господь Бог Дух Святой.

Посмотрим на самих себя. Даже в маленьких коллективах и группах, даже по каким-то, совершенно ничего не значащим, делам как часто возникают споры, кажутся непреодолимыми противоречия: один смотрит так, другой сяк, в силу своей греховности люди теряют единомыслие. Но если иметь понимание о том, что у нас, по слову блаженного Августина, в Церкви в главном единство, в маловажном свобода и во всем любовь, то мы давно научились бы хранить единство духа в союзе мира2. Научились бы следовать слову апостола Павла, который умоляет христиан иметь в отношении главного одни и те же мысли, хранить единомыслие. При этом дозволяет разномыслие в вещах второстепенных, но не дозволяет ссориться по поводу этого разномыслия.

Возвращусь к святым отцам VII-го и всех предыдущих Соборов: на них сбылись слова Господа, изречённые ученикам на Тайной Вечери: «По тому узнают все, что вы Мои, что вы Христовы, что Я среди вас, если будете иметь мир между собою»3. И определения святых Соборов и свидетельствуют о том, что в Церкви невидимо, но явственно пребывают Отец, Сын и Дух Святой, что над чадами Церкви сбываются слова, изречённые Христом в первосвященнической молитве: «Да будут они едино, Отче, как Мы едино с Тобою, Я в них, и Ты во Мне»4.

И каждый из нас в ту меру становится носителем Божественной благодати, в какую он, будучи грешным и тленным человеком, имеет единение с Сыном Божиим, а чрез Сына со Отцем и Духом, а с другой стороны, имеет единение со всем человеческим родом. Потому что, если Господь в твоих душе и теле (а это несомненно в отношении причастников Пречистых Тела и Крови Спасителя), то, неосужденно причащающийся Святых Христовых Таин имеет не просто убеждение, но живой опыт, ощущение, чувство, свидетельство, что он соединился со всем человечеством. То есть Божественный Дух, который нас осеняет, помогает нам преодолеть наш индивидуализм, обособленность, отчуждённость, и мы имеем глубинное сознание сущего единения со всеми, кто носит человеческую природу. И тот, кто в глубинах сердца чувствует это братство («Отче наш, Иже еси на небесех»), чувствует своё родство со всеми людьми, чувствует себя органичной частицей этого Тела, тот носит в себе благодать Святого Духа.

А если человек ощущает себя героем фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему нужно будет в понедельник утром прийти на службу в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. И Матерь Божия, может быть, сотворит с таким дурачком, которым я являюсь, чудо, и он войдёт в подлинное самосознание, осознание себя чадом Матери Церкви и членом всечеловеческой семьи.


1 Лк. 7, 11 – 16.
2 Еф. 4, 3.
3 Ср.: Ин. 13, 35.
4 Ср.: Ин. 17, 21.
Фреска: Воскрешение сына Наинской вдовицыю
Воскрешение сына Наинской вдовицы
декоративная горизонтальная черта
Проповедь