Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О хлебе и рыбе

Сначала апостолам преподается хлеб, а потом рыба – сначала вера в Господа Иисуса Христа, участие в Таинствах, а затем и внутренняя сокровенная жизнь, знаменуемая рыбой, – призывание Господа Иисуса Христа – вот тот напиток, которым насыщать мы призваны душу.

00:13:54
О хлебе и рыбе
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех поздравляем с днём воскресным, Неделей Крестопоклонной! Мы завершим сегодня праздничную утреню изнесением Креста, чтобы черпать силу в поклонении ему, лобызании его в течение всей третьей, Крестопоклонной, седмицы. А на середине поста в этом году празднуем всерадостный праздник Благовещения – во вторник вечером полиелей и в среду полная Божественная литургия. И всякий раз под воскресный день Церковь возвращает наши мысли в Палестину, туда, где явил Господь Себя и преславное чудо Своего Воскресения.

На Тивериадском озере всю жизнь свою до апостольства ученики занимались рыболовством. Но, конечно, после Воскресения всё, что они ни делали, связано было у них с именем Спасителя. И, безусловно, всякий раз, видя лодки, невод, самые волны, гладь Тивериадского озера, они не могли не вспоминать всё, что три с половиною года составляло их жизнь. Не могли не вспоминать и самое первое призвание учеников Христом Искупителем. Не мог Петр не возвращаться мыслью к тому часу, когда он сидел вместе со Спасителем в лодке и, закинув сети по воле Господа, извлёк огромное множество рыб, в священном изумлении воскликнув: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный»1. В тот момент Петр познал на себе Божественную милость и величие. Могли ли апостолы забыть, как Христос являлся им ходящим по водам? Мог ли Петр стереть в своей памяти воспоминание о том, как он сам шел по этим водам, и как Христос уврачевал его маловерие, во мгновение ока извлекши из морской пучины?

И вот Петр снова по обычаю обращается к своим товарищам и соратникам: «Иду ловить рыбу»2. И в этот раз апостолы, присоединившись к Петру, не преуспели в промысле, и уже под утро, обессиленные, увидели Некоего, стоящего на берегу, и услышали вопрос: «Дети! Есть ли у вас какая пища?»3. Не сразу они узнали Христа, хотя так обращаться к ним мог только их Господь и Учитель. Только Он проявлял подобное попечение и любовь о людях, снисходя к их самым неотъемлемым нуждам и пожеланиями телесной природы. «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете»3 – и вновь чудесный улов, превышающий всякое постижение.

Здесь-то Иоанн, любимый ученик, свидетельствует: «Это Господь»3. Мы можем догадываться, что он сразу узнал Господа, но по свойственной ему скромности, чрезвычайному смирению носил это ведение в глубине сердца. Но здесь уже уста молчать не могли.

И для нас, наверное, хорошо приметить: там, где Бог, там изобилие всего. Как говорит русский народ: у Бога всего много. Там, где Господь присутствует, там нечаянная радость. Бог восполняет недостающее людям и дарует им по Своей милости больше того, на что они смеют надеяться.

И Петр, сердце которого вострепетало от радости, по своему обычаю опережает всех. Его любовь горяча, и, стремительно препоясавшись одеждой, он, самый пожилой человек из всех рыбаков (то есть силы его были уже не таковы, как в молодости), забыв о всех препятствиях, бросается в воду, чтобы прежде других припасть к стопам своего Учителя.

А на берегу, между тем, уже на костре поджарена рыба и рядом положен хлеб. Так вновь являет себя попечительная, предупредительная любовь Христа. Если бы мы захотели, то и здесь бы нашли для себя назидание. Подлинная любовь и забота о ближних опережает все их помышления. Предупредить все нужды тех, о ком мы заботимся, вот так приуготовить все – это Господь, это Его образ общения с нами. И подтверждением этому служат многие притчи. Например, притча о брачном пире, когда человек некий учредил пир и через слуг стал звать друзей и рабов: придите и наследуйте, участвуйте со Мной в этом пире. Таков Бог и такой предупредительности Он учит и нас, по образу милосердного самарянина.

Можно было бы еще немало поразмышлять над этими словами: «Дети! Есть ли у вас какая пища?». Так Господь печется о теле человека. Но Он знает, что истинной пищей человека являются не тленные яства, а Хлеб, сходящий с небес. И уж если говорить о снеди тогда, когда Бог с нами, то ни о меде, ни о рыбе, ни о пшеничном хлебе как таковом говорить нужно, а о Нем Самом, вкусив от которого Хлеба Небесного, человек уже не умрет никогда. Христос захотел сделаться для нас этой удивительной Божественной снедью. Он – наше брашно нескудеющее, Он – живая вода, которая насытит навеки вкусившего от нее.

Поэтому наш народ не зря назвал обед, трапезу земную, продолжением обедни – Божественной литургии. Земная пища только является символом пищи небесной. Запеченная на огне рыба – Сам Христос. Многие знают, что греческое слово «рыба» составлено из молитвы: «Господь Иисус, Сын Божий». Запеченная рыба символизирует, быть может, верх христианского благочестия.

Сначала апостолам преподается хлеб, а потом рыба – сначала вера в Господа Иисуса Христа, Его Божество и человечество, сначала Причастие для нас, то есть участие в Таинствах, а затем и внутренняя сокровенная жизнь, знаменуемая рыбой, – призывание Господа Иисуса Христа – вот тот напиток, которым насыщать мы призваны нашу душу. А если рыба запечена, то это значит, что молитва Иисусова должна быть постоянной. Нужно всячески изощряться, углубляться вниманием, благоговением, предстоянием с тем, чтобы молитва как бы запеклась в наших устах и в нашем сердце и насытила нас очищением, освящением, как это непременно бывает у людей смиренных, кротких и терпеливых.

Мы видим, что апостолы не смеют даже обратиться к Тому, Кто пригласил их к трапезе, ибо знают: это Господь. А если это Бог, если Он с нами, если Он являет нам такую милость, то какие могут быть вопросы? Нужно созерцать, насыщаться, вкушать, благодарить и безмолвствовать.

Заметим, что Сам Христос подходит и преподает ученикам сначала хлеб, а потом рыбу. Это тоже Ему свойственно – как чадолюбивый Отец, Господь из собственных святых перстов кормит, питает Своих учеников. И это, безусловно, свидетельство того, что и нас в Церкви Божией, в храме Господнем непосредственно Сын Божий встречает и питает чрез Таинства, чрез уста священнослужителей, чрез Божественную Чашу.

Сам Воскресший Спаситель приглашает нас к общению с Самим Собой во Святой Евхаристии. Аминь.


1 Лк. 5, 8.
2 Ин. 21, 3.
3 Ин. 21, 5 – 7.
На изображении: Византийская мозаика.
Византийская мозаика
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные