Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О жажде первенства и христианском смирении

Как Христос — всемогущий, всепремудрый и всеблагой Бог — по воплощении явил пример и образ глубочайшего смирения, пришёл всем послужить, вместо того, чтобы принять служение Себе, так Он хочет видеть в Своих последователях подлинные смирение и любовь. Смирение — это осознание своей малости пред Богом, а любовь — это готовность всем послужить ради Господа Бога своего.

00:12:58
О жажде первенства и христианском смирении
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с окончанием Божественной литургии и днём памяти пророка Божьего Даниила!

«Муж желаний», как именует его Церковь1, он был под особым покровительством Архангела Божьего Гавриила, и, живя в мрачной языческой стране, Вавилоне, занимая там высокую должность при государе-язычнике, в тайне сердца ходил пред лицем Господа Бога своего и хранил верность Ему, и сподоблялся великих откровений. В частности, Архангел Гавриил открыл ему, что остаётся шестьдесят девять седьмин (Дан. 9, 24 — 27) — четыреста восемьдесят три года — до явления Святого, то есть Мессии, помазанного Духом Святым. Здесь речь идёт о событии крещения Иисуса Христа, когда Он как Мессия явлен был Иоанну Предтече.

И сегодня же мы чествуем святых трёх юношей — Ананию, Азарию и Мисаила, в том же Вавилоне сохранивших благочестие. Они отказались поклониться золотому истукану и не отступили от Господа Бога своего. За это юноши были ввержены в огненную печь, но не потерпели в ней никакого вреда и сподобились явления Архангела Михаила, подобного Сыну Божию. Не опаляемые огнём, они — Анания, Азария и Мисаил — явили собою и таинство сошествия Святого Духа на Пречистую Деву, не опалённую Божеством, и таинство Святой Троицы, прославив тем самым Иегову — Бога Сущего и всемогущего.

Сегодня мы слышали назидание из уст Самого Иисуса Христа. Всё зная, что творилось в душах Его учеников, Он вопрошал их: «О чём дорогою вы рассуждали между собою?» (Мк. 9, 33). От Сердцеведца не утаилось, что, будучи ещё далёкими от совершенства, они спорили и рассуждали, кто бы из них был большим, главным, претендовал бы на первенство и, соответственно, занимал место, ближайшее к Иисусу Христу. Ничего не было более противного и чуждого Спасителю, чем подобное словопрение. Это то, что относится к человеческому тщеславию, амбициозности, желанию подавлять других, отстранять их, чувству собственной (всегда ложной) исключительности, превозношению, осуждению, недоброжелательству, зависти, ревности, мнительности, обидчивости, — вот тьма человеческого сердца, которая чужда света Господня.

И Спаситель, желая истребить эту гнилую закваску в сердцах Своих учеников, ещё чуждых благодати Святого Духа, говорил им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Как Христос — всемогущий, всепремудрый и всеблагой Бог — по воплощении явил пример и образ глубочайшего смирения, пришёл всем послужить, вместо того, чтобы принять служение Себе, так Он хочет видеть в Своих последователях подлинные смирение и любовь. Смирение — это осознание своей малости пред Богом, а любовь — это готовность всем послужить ради Господа Бога своего.

Ученики навсегда запомнили это наставление, когда Спаситель, обняв ребёнка, сказал: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 4). Кто хочет быть первым, пусть умалится, как дитя, пред Богом. Тем самым Он дал понять, что, как в ребёнке нет никакого честолюбия, никакой заносчивости, — он даже не думает о превозношении, в нём нет осуждения, он смотрит на мир своими прекрасными очами, сердце его мирно и чисто, и нет в нём гордости, — таким и должен быть ученик Христов — немного ребёнком.

А лучше сказать, Сам Богомладенец, Сам Спаситель должен соприсутствовать ученику Христову. И тот, кто хочет, чтобы в нём раскрылась тайна Рождества Христова, путь истребит в себе и избавится от этой мерзкой гнилой закваски — тайной гордости («я не такой, как другие»), чувства исключительности, самомнения, самолюбия, своеволия, осуждения, недоброжелательства, — всего того, что названо «мерзостью пред Богом» (см.: Прит. 15, 26). Что у людей высоко, то пред Богом — мерзость. Богу любезны лишь добродетели смирения, кротости и любви, которые делают христианина чистым ребёнком в очах Его.

Видя несовершенства Своих учеников, Спаситель вместе с тем исцеляет их и от ревности не по разуму. Они, будучи внешне приближены ко Христу, смотрели косо на тех, кто именем Его совершал какие-то чудеса, изгонял демонов: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами (Мк. 9, 38). Он не в нашей общине, мы не знаем, кто он такой, а дерзает произносить Твое имя и изгонять демонов из людей». Спаситель и здесь вразумляет будущих апостолов, говоря: «Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас (Мк. 9, 39 — 40). И как Я, ваш Учитель, льна курящегося не угашаю и трости надломленной не преломляю (см.: Мф. 12, 20), то есть принимаю человека, смотря на его будущность, желаю даровать ему исцеление, не отождествляю человека с его ограниченностью, так поступайте и вы. Я пришёл взять на Себя его грехи, а ему даровать свободу». Не имейте косого ока, не смотрите исподлобья, как крысята и лисята друг на друга, не ревнуйте, не обижайтесь, не будьте злыднями и грымзами (от себя говорю), но памятуйте, к какой высоте, к какой чистоте, к какой красоте каждого человека призывает Христос, желая в нём пребывать и его одухотворять.

«И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9, 41). Эти слова говорят о том, что Спаситель бережно относится к каждому человеку, не отождествляя его с ограниченностью, свойственной его падшему естеству. Но каждого человека Бог принимает в его лучших намерениях, видя в каждом искру Своей благодати.

Итак, нужно каждому из нас видеть в человеке его глубину, видеть благородство образа Божьего, видеть в нём лучшее, а не худшее, каждому предоставляя у Бога первенство, а себя поставляя в задние ряды. Сложная наука, которой иные, до седых волос дожив, не хотят научиться. «Я», «моё», на первом месте — собственное величество, на других смотрим как на помеху, как на лишних людей, с которыми не хотелось бы быть рядом с Богом. Состояние крайней слепоты и невежества.

Но те, кто причастились, конечно, уже так не мыслят, так не думают, но должны смотреть светлым и любящим взором на окружающих, всегда им предоставляя первенство, всегда пред ними смиряя себя, всегда себя умаляя, видя в каждом Христа Искупителя, Который действительно соприсутствует каждому Своему творению.

Завтра — суббота пред Рождеством Христовым. Последнее воскресенье перед праздником — Неделя святых отец, пращуров Иисуса Христа по человечеству. В понедельник — предпразднство Христова Рождества. Мы вступаем в завершение Рождественского поста.

И тот, конечно, сможет приблизиться к Богомладенцу Иисусу Христу, как это сделали пастухи и волхвы, кто выполнит сегодняшнюю заповедь Спасителя: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Кто хочет быть первым, пусть будет последним, не считая для себя постыдным и зазорным умаляться пред людьми, служить им, смотреть на них как на господ, поставляя себя на самое последнее или хотя бы на предпоследнее место. 


1 Дан. 9, 23. Также в песнопениях пророк Даниил часто называется «мужем желаний»: в службе 17 декабря два таких песнопения: стихира 6-го гласа «Даниил, муж желаний…» и тропарь 4-й песни канона «Свяще́нну жи́знь пожи́в, Богоявле́нне, жела́ний муж наре́клся еси́…»; в службе Недели святых отец повторяется стихира «Даниил, муж желаний…», в службе Недели праотец говорится о «Данииле пророке желаний» (стихира на «Слава» на «Господи, воззвах…»)
Картина Клавдия Лебедева
Клавдий Лебедев. Омовение ног
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные