Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О живой воде богопознания

Проповедь в Светлую пятницу, в день памяти иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Всякий источник является образом самого нашего Спасителя, ведь Он говорит: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».

00:09:29
О живой воде богопознания
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос Воскресе! Продолжая праздновать Пасху — красную, таинственную, спасительную, великую, двери райские нам отверзающую, мы вспоминаем сегодня древний благодатный преизливающийся источник Пречистой Девы и понимаем, что всякий источник является образом самого нашего Спасителя, ведь Он говорит: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром»1.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева, – то есть из глубины сердца, – потекут реки воды живой»2. Это значит, что Сам Христос таинственно вселяется в Своё создание и являет в нём эту жизнь с избытком, называя «водой» Божественную благодать. И идеал, путь к совершенству ученика Христова заключается в том, чтобы добраться до этого Источника, Которым является Христос, верою обнаружить Его в себе и научиться черпать из Него воду богопознания.

И в свете сказанного особенно значительны слова нынешнего евангельского чтения3.

Вот Спаситель, вооружившись бичом, изгоняет из притвора Соломонова храма неразумный скот, торговцев, опрокидывает столы менял, рассыпает сребреники, говоря, что нельзя дом Отца Его превращать в «вертеп разбойников» и молитву заменять на торговлю. Действительно, если не искать в молитве глубины, внимания, если не посвящать свою жизнь стяжанию молитвенного духа, то непременно и легко под бременем и давлением земных забот можно эту торговлю именовать божеством, и незаметно этот идол выкрадет у человека все его жизненные соки. Но изгнание торговцев из храма — слишком очевидный пример для благосмыслящих и разумных. Нужно уж совсем обезбожиться, чтобы так и остаться в притворе храма, не интересуясь тем, что свершается в святилище.

Есть и другие искушения: посмотрим на дом Марфы и Марии. Мы часто воспоминаем этих двух сестер. Гостеприимная Марфа, принимая Христа Спасителя, не отлагает обыкновенных забот и хлопот, которые всякая хозяйка должна по необходимости предпринимать, коль скоро ей нужно уважить пришедших. И во всём она права, кроме одного: она не оценила достоинство пришедшего Гостя и не поняла того, что́ Он хочет дать облагодетельствованным Им людям. Спаситель не нуждался в пище тленной. Не нуждался во внешних знаках почтения Тот, Кто обвинял фарисеев в любви к преждеседаниям, к стремлению получать приветствия, именоваться каким-то образом от людей. Нет. Но Он, Спаситель, есть альфа и омега, начало и конец, от начала Сущий. Он — тот Первообраз, по которому слеплена душа каждого из нас. И если чего и желал Спаситель, посещая дом Лазаря, то только одного: чтобы, сообразуясь с достоинством Пришедшего, увидев в Нём своего Создателя, Его разумные творения оставили всё внешнее, тленное, преходящее, суетное и устремили исполненный простоты и любви взор на Того, Кто некогда одним словом воззвал мир к бытию.

И удивительно, что Мария, слепленная из того же теста, что и Марфа, прозрела намерения Спасителя. Она как будто бы нарушила закон гостеприимства, как будто бы презрела приличия и условности, но сердце открыло ей, что пред нею — от начала Сущий, пред нею Премудрость и Сила Отца, пред нею Тот, Кто был прежде мира, Превечный и Божественный Свет. Вот почему Христос не только не осудил Марию, но поставил её во образец всем внимательным созерцательным душам.

Благую часть избирает душа, которая с любовью и трепетом вглядывается в лик Спасителя и слышит то, что Он сказал Филиппу: «Видевший Меня, видел и Отца». «Никто не придет ко Отцу, токмо Мною». И очевидно, что Марии открылись некие пренебесные Божественные тайны, ради которых, собственно, и создан наш бессмертный дух. Погрузившись в молитвенное предстояние пред Господом, она уже не пребывала в этом видимом мире, где гремят ложки, где дымится пища, но насыщалась живой водою, истекавшей из преизливающегося Источника — от Божества Господа Иисуса Христа.

И мы с вами, будучи людьми обычными и земными, в светлые пасхальные дни таки чувствуем эту благую часть Марии, потому что и правого, и виноватого, и просвещённого, и непросвещённого, но всех чад Своих объемлет Господь Своей любовью, насыщая нетленной водой Божественной благодати, проявлением которой является и ясная погода, и солнышко, и прорастающая зелень, и благорастворение воздухов.

Поздравляем всех с принятием Святых Христовых Таин! Дай Бог нам продолжить Литургию после Литургии, то есть чувствовать, осязать и осознавать, что Сам Творец, Искупитель и Судия мира Духом пребывает с нами.


1 Откр. 20, 17.
2 Ин. 7, 38.
3 Ин. 2, 12 – 22.
Фреска: «Живоносный источник».
«Живоносный источник»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные