Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

О живой воде Духа Святого

Проповедь в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне. Для того, чтобы получить то, что обрела самарянка, необходимо уверовать в Него, Спасителя мира.

00:07:22
О живой воде Духа Святого
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос Воскресе!

Мы с вами слышали свидетельство Иоанна Богослова о беседе Христа у колодца Иаковля с благочестивой самарянкой. Спаситель сказал самарянке: «Если бы ты знала дар Божий, то ты просила бы у Меня воды живой. Вкусив от этой воды, ты уже не нуждалась бы ни в чём». И после этого открыл ей в награду за боголюбие тайну Своего пришествия как Спасителя мира.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.1

Святая Церковь свидетельствует, что каждый ученик Христов в себе хранит великую тайну. Эта тайна нам открыта Самим Спасителем, сказавшим: «У верующего в Меня из чрева – из сердца – истекут источники воды живой».

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.2

И конечно, в Евангелии нет метафор и бессодержательных категорий, речь идет о таинственном источнике Божией благодати. Притом что и самим источником является Христос, говорящий: «Жаждущий да приидет и черпает воду жизни даром». Любящие церковные песнопения знают по ирмосам, что камень, из которого некогда забил источник после молитвы Моисея – это Сам Иисус Христос.

Соответственно, размышляя об этой беседе применительно к самому себе, можно сказать, что Господь приседит источнику. Источник – человеческое сердце или дух человеческий. Христос сидит у этого источника, утомившись от пути. Что это значит? Мы, получив дар Святого Духа в таинстве Крещения, быть может, как следует не уразумели таинства нашей веры, не уверовали в простоте детского устремления ко Христу, что Он находится в глубинах нашей души. И мы приходим к этому источнику, то есть вникаем в самих себя, слушаем наше сердце, черпаем оттуда мысли, чувства, переживания, то, чем ежедневно живет каждый из нас, но черпаем воду не ту. Не спускаемся на глубину, потому что, быть может, не обрели ещё полноты той веры, о которой говорит святой апостол Павел: «Или вы не знаете, что вы храмы Бога Живаго и что Христос в вас»?

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?3

И вот, подобно самарянке, наш ум собеседует с сердцем, обуревается мыслями, мечтаниями, воспоминаниями, тревогами, страхами – постоянно пьёт некие воды, но не те, которыми хочет напоить нас Христос.

И для того, чтобы получить то, что обрела самарянка, необходимо уверовать в Него, Спасителя мира. Уверовать в то, что с момента нашего Крещения Он соприсутствует нам в глубинах нашей умной природы. И необходимо отказаться от тёмной воды мыслей, чувств, тревог, греховных собеседований с помыслами, с мечтаниями и опуститься глубже. То есть в глубинах сердца нашего сокрыт иной источник – это Господь. И Церковь призывает нас, призывая Господа в простоте веры, с глубоким вниманием, открещиваясь от всех помыслов и чувств, которые заполняют нас, устремить своё внимание к Нему и в великом терпении и постоянстве, в сознании своей слабости, немощи, ничтожества, но с детской верой и любовью призывать Его как Отца. Мы на Божественной литургии об этом просим: «И сподоби нас неосужденно со дерзновением смети призывати Тебе».

И Господь, обретя в нас эту веру, веру в то, что Он с нами и таинственно сопребывает каждому из нас, очищая нас чрез наше покаяние, укрепляя нас через причащение Святых Христовых Таин, конечно же, и нам откроет Себя и наполнит резервуар нашего сердца иной водой – водой живой, водой святой – энергией Святого Духа, которая является истинной пищей и питием каждого ученика Христова. Если мы пребудем постоянными в этом подвиге внимания, трезвения, моления.

Христос воскресе!


1 Ин. 4, 10.
2 Ин. 7, 38.
3 1 Кор. 3, 6.
Икона: Беседа Господа с самарянкой у колодца Иакова
Беседа Господа с самарянкой у колодца Иакова
декоративная горизонтальная черта
Проповедь