Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О значении даров волхвов

Рождественская беседа (первая) о значении даров волхвов применительно к нашей жизни. Что есть золото, ладан и смирна? Что принесем Ему – Тому, Кто дарит нам Себя всецело?

00:17:40
О значении даров волхвов
Протоиерей Артемий Владимиров

Приветствую вас, дорогие мои друзья, соотечественники, соратники, единомышленники! Со светлыми днями Христова Рождества!

В этот сумрачный мир, скованный по рукам и ногам лукавством, страхами, тревогами, болезнями – и настоящими, и ненастоящими – вошла Рождественская ночь! Свет великий воссиял в тёмном месте и тотчас разогнал сгустки тьмы. Наше внимание, прежде рассеянное, рассредоточенное, разбросанное, растасканное по углам новостных каналов, по мановению Божьему собралось. И устремилось это внимание на лучи света, исходящего из Вифлеемской пещеры. Там, во свете неприступном Своей Божественной славы, обитает, почивает Бог во плоти, чудесный Богомладенец. Тот, Кого Священное Писание называет «чаянием» – напряжённым, затаённым, трепетным ожиданием всех языков  – народов. Там, в пещере, в вертепе Вифлеемском, в яслях, в воловьей кормушке обретается Господь Иисус Христос – Прекраснейший из сынов человеческих, в Котором неизъяснимо, непостижимо сочетаны Божество – вездесущее, необъятное, недомыслимое; и прекрасное, чуждое кого бы то ни было порока, недостатка и греха человечество – человеческая природа.

Перед нами Богочеловек, Спаситель мира, Который пришёл сюда, чтобы изгнать из вселенной диавола, сокрушить его смертную державу, обновить падший образ в Своем возлюбленном создании – человеке, погибших овец дома Израилева собрать вместе и соединить с иными овцами, «не от двора сего» – со вчерашними язычниками, которые сегодня образуют собою уже новое творение, обновленное по образу Создавшего его Бога.

Почему так торжественны, так тихи, как будто бы застыли в блаженной, светлой, исполненной мира вечности, эти Рождественские дни? Да потому, что в стремительно несущийся поток времени вошли лучи оттуда, из мира горнего, и как будто бы остановили этот поток. А лучше сказать, дали возможность нашим сердцам соприкоснуться с блаженной вечностью, где обитает правда, чистота, смирение, кротость, красота и вечная любовь. Именно об этих днях малой Пасхи – Христова Рождества, быть может, и сказал, сам того не подозревая, античный философ: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

И, устремляя наш умственный и сердечный взор на Спасителя со страхом, благоговением, трепетом, радостью, надеждой, упованием, мы зададимся одним единственным вопросом: «Что принесем Ему – Тому, Кто дарит нам Себя всецело?» Ибо Спаситель входит в этот мир для того, чтобы послужить нам; для того, чтобы, излив за нас со Креста Свою бесценную Животворящую Кровь, вкусить за нас смерть и восстать, воскреснуть живым; и затем, по явлении Себя апостолам, взойти ко Отцу уже Богочеловеком и излить на падшее человечество, уверовавшее в Искупителя, спасительную благодать Духа Святого.

Что, спрашиваю, принесём мы Тому, Кто стал как один из нас, пострадал за нас, явив полноту Своей жертвенной любви к Своим созданьям, оказав совершенное послушание Отцу Своему, соделавшись за нас Жертвой? Мы видим, как Валтасар, Гаспар и Мельхиор – восточные мудрецы, подражая подвигу патриарха Авраама, некогда оставившего родную землю, дом, сродников, презрев тысячу опасностей, преодолев все страхи, пришли в Вифлеем поклониться Спасителю. Водимые чудесной звездой, они безбедно, благополучно достигли своей цели и положили пред Богомладенцем свои сокровища – золото, ладан и смирну (тягучее смолистое вещество, аромат, которым, по обычаю, помазывали в Иудее усопших). Святой Иоанн Златоустый изъясняет значимость этих даров: золото принесено Иисусу Христу как Царю неба и земли. Ладан, который воскуряется в Божьем храме, принесён Спасителю как Богу Живому, Богу во плоти. А смирна – как истинному человеку, готовящемуся вкусить смерть за нас.

Мы не можем подражать волхвам, потому что Господь, Вознесшийся на небеса, ныне не нуждается ни в каких вещественных приношениях. «Сын Мой, дай Мне свое сердце» – вещает Бог через ветхозаветного пророка. И потому, отвечая на вопрос, чем я хочу сегодня воздать моему Спасителю, позволю себе кратко поразмышлять о золоте, ладане и смирне.

Ладан соотносится со словами ветхозаветного пророка, пращура Господа Иисуса Христа, царя Давида: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Драгоценнейшее приношение Творцу неба и земли от Его разумного творения – это молитва. Молитва сердца, молитва, исходящая из глубин души, пронизанная сокрушенным духом, покаянием, надеждой на милость Творца. Подобная молитва, неотъемлемая от верующей души, выражающая всё её существо, сущность есть свидетельство той «неистленной красоты кроткого и молчаливого духа», которая многоценна пред Богом.

Помимо ладана молитвы – тайной, постоянной, глубокой, соединённой с дыханием, заквашивающей мысли и чувства человека, а точнее, упраздняющей все мысли и низводящей мир на наше сердце, принесём Господу и смирну. Само слово указывает, согласитесь, на смирение: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И не нужно путаться в понимании смирения: что оно? Каково оно? Оно свидетельствует человеку о полной его зависимости от Небесного Отца. Оно говорит о благодарности Господу за то, что мы воззваны Им к бытию. За то, что мы Им, Богом, движемся и существуем. Смирение, поселившись в человеке, учит нас воздавать Небесному Отцу и за всё благое, и за то, что представляется нам скорбным, неприятным, за то, что побуждает нас проявлять терпение и мужество в этой земной жизни, ибо ничего случайного в ней не бывает, но всё ведомо Безначальному.

Смирение побуждает нас всегда ощущать собственную греховность, неотъемлемую от нашей ограниченности, свое недостоинство, слабость, немощь; впрочем, не замыкаться на этом исповедании, но преодолевать его живой, зрячей, горячей верой в то, что Бог всё восполнит, худое поможет нам исправить, утвердит нас в благом произволении, дарует нам то, чего мы не имеем, ради нашего спасения. Смирение верует, что Господь – Безгрешный и Безграничный – непостижимым образом придёт к нам и дарует нам обладание Собою, ибо «смиренным Бог дает благодать».

И, наконец, золото. Блистающее, сияющее, нетленное, не поддающееся порче. Что бы это было? Что оно означает? Символом чего является? Ну конечно, же, любви – царственной добродетели. Милосердие и человеколюбие, сострадание, сочувствие. Когда чужая боль становится для тебя столь же близкой, как своя собственная. Любовь жертвенная и бескорыстная, произвольная есть кратчайший путь к единению с вечной Любовью, Распятой и Воскресшей, чрез служение ближним, в каждом из которых она, Любовь, усматривает драгоценный образ Христов.

Ещё раз поздравляю вас, дорогие мои, с Рождеством Господа и Спасителя нашего и прошу вас: поделимся друг с другом сердечной молитвой, начатками смирения, чтобы уже не осуждать, не обижаться друг на друга, но охотно прощать и миловать; поделимся любовью, которая есть совокупность всех совершенств и является неложной свидетельницей, что Сам Бог неба и земли пребывает с нами, соединяет нас и прославляется чрез нас.

Мозаичная икона: «Поклонение волхвов».
«Поклонение волхвов», мозаичная икона
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные