Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Об Анне и Матроне Макандиных

Проповедь в день прославления новомучеников и исповедников Радонежских, на евангельское чтение о благой части. Эта благая часть есть благодать Спасителя, и обретение её делает нас счастливыми.

00:10:10
Об Анне и Матроне Макандиных
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляю всех с Божественной литургией и днём прославления радонежских новомучеников и новомучениц, в число которых входят и наши преподобномученицы, сестры Анна и Матрона. И в этот день свершились первые постриги нашей обители, как свидетельство незримого покровительства этих святых в отношении возрождаемой обители.

И вновь мы слышим ободрение Спасителя, обращённое к святой Марии, которая избрала благую часть, неотъемлемую, неотчуждаемую от неё. Эта благая часть есть благодать Господа и Спасителя, благодать, в общении с которой, в назидании которой, в просвещении которой, собственно, и раскрывается вечность, пакибытие, вечная жизнь, приносимая нам по вере в Единородного Сына Божьего.

Эту благую часть Спаситель в притчах называет небесным сокровищем, нашим подлинным богатством. Подлинным богатством, которому противостоит богатство неправедное – всё земное, тленное, привходящее в нашу жизнь. И очевидно, что обретение этой благой части, то есть вхождение в союз с Искупителем, делает человека здоровым, спокойным, умиротворённым как обретшим своё подлинное место, призвание. Обретение этой благой части делает нас счастливыми, ибо счастлив тот, кто имеет неотчуждаемое счастье; оно делает нас блаженными, потому что блажен един Бог, таинственно сопребывающий со Своими рабами, учениками.

Очевидно, что этому блаженству приобщились две совершенно простые деревенские девушки, Анна и Матрона, которые, закончив свою сельскую школу, то ли по собственному побуждению, то ли по родительскому настоянию или иным причинам оказались в столице и вошли в число насельниц нашей, тогда знаменитой и славной московской обители. Примечательно, что всю свою иноческую жизнь они трудились на кухне. А все знают, что это далеко не романтическое, не вольготное послушание. Но, видимо, трудились разумно, трудились с молитвой, трудились с благодарностью Пресвятой Богородице, Которой они служили, трудились в сознании, что Сам Христос осеняет их Своей благодатью и приобщает их вот этой благой части, о которой мы говорим, неотчуждаемой во веки веков.

И действительно, весь мир восстал тогда на чад Церкви: изгнание из обителей, подозрения, отчуждение; плохо скрываемая, а иногда и откровенная ненависть со стороны властей предержащих, а значит, и от обывателей, всецело проникнутых мирским духом, отторжение, озлобленность, недоверие. Казалось бы, кому они нужны были, эти две посудомойки – вернулись в свою Владимирскую губернию, где-то жили тихо, незаметно, никого не обижая и никому не досаждая, никому не проповедуя. Но нет, диавол и там их достал через тех, кто, находясь в его власти, вошёл в эту страшную карательную команду, в эту машину уничтожения всех, внутренне не принимавших безбожие людей.

Даже трудно понять, почему с такой настойчивостью, последовательностью, беспощадностью нужно было лишать этих деревенских, как бы мы сказали, полуграмотных женщин свободы, тратить на них часы, дни, месяцы допросов, выбивать из них принудительные признания своей вины, на что они не пошли. И в завершение всего – страшно подумать – приговорить их к смертной казни, к расстрелу – тех, кто никогда в своей жизни и мухи не обидели. Поистине за их преследователями стоял сам князь тьмы.

И, конечно, Божие попущение, которое поставило на ристалище этих двух учениц Христовых, с тем чтобы они победили тайну беззакония, антихриста, в лице его видимых предтеч и прославили Господа несгибаемостью своей воли, мужеством своего сердца, ясностью ума и готовностью расстаться с временной жизнью, только бы сохранить эту благую часть, благодатное Царство Господа в глубинах своих сердец.

Их святыми молитвами даруй и нам, Господи, быть чуждыми духа времени, но обретать в предстоянии Спасителю вот эту таинственную благую часть – внутреннее собеседование с Женихом нашей души, сохранение единства, благодатного союза с Ним посредством таинств, трезвения, молитвенного духа и тех основополагающих христианских добродетелей – смирения, кротости, благодарения и рассудительности, мира и любви, благодаря которым Божественная благодать остается незамутнённой, но умножает своё присутствие в душах учеников Христовых.

Икона: Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Собор новомучеников и исповедников Радонежских
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные