Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Для интересующихся кончиной мира

Проповедь на евангельское чтение о конце видимого мира. Когда, что и как свершится всё относительно кончины мира? Спаситель отвечает апостолам и нам: «Смотрите, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим».

00:17:27
Для интересующихся кончиной мира
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с праздником Сретения и днём святителя Вукола, епископа Смирнского. Этот город был славен ещё в первом веке, и в Апокалипсисе мы найдем особое обращение Господа к Ангелу Смирнской Церкви.

Сегодня мы вспоминаем святых VI столетия, Варсонофия Великого и Иоанна пророка. Эти два избранных сосуда Божией благодати, находясь в духовном единомыслии и любви, служили своим нравственным совершенством огромному числу братии, возглавляемой преподобным аввой Дорофеем Газским, знаменитым аскетическим писателем.

«Вопросы и ответы святых Варсонофия Великого и Иоанна пророка» являются классикой, азбукой иноческой жизни. Объёмный том, дошедший до нас, раскрывает пред нами не только узкий путь спасения, но и содержит в себе сведения о сокровенных тайнах жизни Церкви и Промысла Божьего в мире.

Святые Иоанн и Варсонофий жили в ту эпоху, когда, по попущению Божию, под зелёным знаменем объединялись арабские народы, возглавляемые тем, кого они почитали за пророка. А святым Варсонофию и Иоанну было открыто, что свершается это гонение на православный мир по праведному Божьему попущению, и виною тому являются грехи учеников Христовых. Также им было открыто, что в мире в тот исторический момент было семь тайных Божиих угодников, молитвами которых существовал мир, и Бог продлевал к нему свою милость.

Святые Варсонофий и Иоанн пребывали каждый в совершенном уединении, в затворе, но были открыты для поступавших к ним вопросов. И из ответов их, исполненных Божией премудрости, составлено это замечательное пособие, сердцевина которого – богоугождение, жизнь в обители, покаяние, стяжание молитвенного духа, духа смирения и любви.

Чествуем сегодня и святителя Фотия, патриарха Константинопольского – человека энциклопедических знаний, а главное, святой жизни. Заслуга перед Церковью святителя Фотия заключается в том, что он собрал все прежде него бывшие святоотеческие писания. Он был мужем, воистину просвещенным ведением. Благодаря святителю Фотию до нас дошли бесценные памятники аскетической и догматической письменности раннехристианской эпохи. Святителю Фотию было дано погрузить в воды Босфора Ризу Пресвятой Богородицы, положенную во Влахерне. 

В завершение вспомним содержание дневного евангельского чтения1. Троица избранных апостолов – братья Воанергес, Иоанн и Иаков, ревностный Петр и апостол Андрей наедине вопрошали Иисуса Христа о чём-то, что было для них предметом первостепенной важности. Беседа эта имела место на горе Елеонской, когда Спаситель, видя восторженные взоры учеников, устремлённые на Иерусалимский храм с золотым куполом, блиставшим в лучах заходящего солнца, вдруг сказал им: «Видите это благолепие, эти здания? Не останется здесь камень на камне».

Принимая на веру все слова Спасителя, потрясены были и ужаснулись ученики: как может разориться это место, слава Израиля? Как может исчезнуть этот храм, свидетельствующий о всемогуществе Бога Иеговы? Казалось, не было ничего более незыблемого и прекрасного, нежели это чудо света, и вдруг такие слова Учителя. А ведь Его слова суть дух и жизнь, непреложная истина. «Не останется здесь камня на камне» – то есть место это запустеет, будет пристанищем шакалов и хищных зверей. Неужели это возможно? Но раз так говорит Иисус, значит, это свершится. Когда? И апостолы, зная, что слышать об этом могут только единицы, уединившись со Христом на Елеонской горе, спрашивают, когда сие будет? Спрашивают, быть может, полушепотом. Господь им отвечает: «Смотрите, чтобы кто не прельстил вас».

Этот ответ очень важен и для нас, потому что мы тоже склонны испытывать умом различные тайны Божьего Промысла, и задаем если не для окружающих, то для себя этот вопрос: когда, что и как свершится всё относительно кончины мира? И Спаситель отвечает и нам: «Смотрите, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим».

Таким образом, Божия Премудрость учит нас интересоваться одним единственным вопросом – спасением собственных душ. Как сохранить себя в здравой спасительной вере, избегнуть всеобщего прельщения и омрачения? «Ибо вот, многие придут под именем Моим, говоря, что это Я». Блюдитесь, ибо злая сила будет пытаться и избранных совратить и помрачить – вот о чём нам должно заботиться. Не о том, когда кончится этот мир, разрушатся царствия или воздвигнутся новые, но о том, чтобы в ясности ума и с мирным сердцем пребывать в здравой, спасающей нас вере в Искупителя, не стать жертвами омрачения, нерадения, прельщения.

Впрочем, продолжая Свою речь, отвечая на вопрос апостолов, Господь говорит: «Достигнут ваших ушей тяжёлые вести о войнах. Слухи о войнах будут будоражить людское сознание. Услышите не только о войнах, но и о землетрясениях». Слыхали? В Армении, в Японии. Недавно совсем произошло извержение вулкана в Сицилии. А потом ещё восстанет народ на народ, царство на царство, наступит смятение в мировом сообществе, люди потеряют взаимопонимание, от дипломатии перейдут к взаимной агрессии. А также ещё моры, голод. Вот сейчас километровые очереди за едой выстроились в самом благополучном штате Америки – Техасе. Действительно, мы переживаем удивительные события... Мятутся народы. Европа оказалась в тюремном заключении. Устав от этого тюремного заключения, народ выходит и подвергается жестоким преследованиям со стороны полицейских сил. Надлежит всему этому быть, это начало тех болезней, которые поразили человеческий организм – мировое сообщество, как неизбежное следствие отступления от нравственного закона, от веры во Христа Искупителя.

Итак, Спаситель учит нас тому, что всё преходит, нет ничего постоянного в этом мире. Всё земное, видимое – временно. Ни к чему прилепляться нельзя умом и сердцем. Нет ничего постоянного. Всё течёт, всё изменяется, преходит образ и слава мира сего. «Не любите мира, ни того, что в мире»2 – говорит Господь о совокупности человеческого и демонического зла. Ибо тот, кто дружит с миром, то есть болезненным притяжением прилепляется к вещественному, таковый не может угодить Богу. Дружба с миром, то есть всецелая погружённость в его суету, есть вражда в отношении Бога. Ибо проходит мир и похоть его, а творящий волю Божию – то есть ищущий покаяния, нравственного очищения, возрождения души – тот пребывает вовек.

Таким образом, сегодняшнее чтение говорит о том, что нам должно постоянно просить Господа, дабы ненароком не прельститься, не помрачиться, не стать служителями тления этого мира, но взирать единственно на Спасителя, Царство Которого пребывает вечно (речь идет о Божественной благодати в сердцах людей). И Господь хочет, чтобы мы всегда сохраняли упование на Его помощь и никогда излишне не впечатлялись тем, что происходит вокруг нас. Мир постоянно находится в волнении, в каких-то сотрясениях, он глубоко и неизлечимо болен, в силу того, что не обращен к Иисусу Христу, Врачу Небесному и земному. И поэтому эти боли, драмы, трагедии, страдания, выявленные как в природных, так и общественных катаклизмах, являются следствием отчужденности мира от Христа. Но это лишь начало тем болезням, которые приведут к концу видимого мира.

Нам же надлежит всегда утреневати к Богу, всегда предстоять Ему и иметь великую осторожность, чтобы не пострадать суеверием, легковерием, не стать жертвой обольщения. Но следовать должно словам Господа: «Дерзайте, ибо Я победил мир3. Я сокрушил мировое зло». Вера наша есть победа, победившая лукавого и наши собственные страсти. И вера эта зиждется на богочеловечестве Спасителя, на Его воскресении из мертвых.


1 Мк. 13, 1 – 8.
2 1 Ин.  2, 14.
3 Ин.  16, 13.
Икона: Апокалипсис.
Апокалипсис
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные