Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О подготовке к Святому Причащению

К этому Таинству всегда нужно готовиться трепетно, сознавая великость милости, которой удостаивает Господь ученика Своего, приступающего к Святой Чаше. И, как некогда Спаситель отстранил от себя Марию Магдалину, ещё не имевшую совершенной веры в Его Божество, сказав: «Не прикасайся ко Мне» (Ин. 20, 17), – так и мы, читая молитвы ко Святому Причащению, вникая в заложенный в них святыми отцами смысл, осознавая собственную немощь и недостоинство, восклицаем: «Как я подойду к бессмертному Царю и Богу моему? Как прикоснусь к Его стопам?! Как облобызаю Его кровоточащее ребро?!»

00:10:40
О подготовке к Святому Причащению
Протоиерей Артемий Владимиров

Христос воскресе!

По отдании Светлой пасхальной седмицы праздник Пасхи продолжается в течение сорока дней от Воскресения Христова. Завтра первое воскресение по Пасхе – Неделя о Фоме. Мы будем слушать завтра свидетельство о явлении Господа апостолам, в том числе и святому Фоме, отсутствовавшему в первый вечер Воскресения в Сионской горнице.

Готовясь к участию в Святой Евхаристии, к причащению Святых Христовых Таин, мы вспомним об апостоле, сказавшем прочим ученикам: «Если не увижу самолично, не осяжу руками раны от гвоздей и от копья на теле Иисусовом, – не поверю» (См.: Ин. 20, 25). Спаситель уврачевал любящее сердце Фомы, явившись ему чрез восемь дней. И, уже не смея протянуть руку к язвам Его, апостол ответствовал: «Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28) Верую в Тебя, Сына Божьего, истинного Бога и истинного Человека!»

И все наши сомнения разрешаются, когда мы с покаянием и любовью приобщаемся Святых Христовых Таин и имеем возможность верою прикоснуться к Спасителю. И не просто прикоснуться к Нему или обнять Его, но воприять в самые недра свои, навеки с Ним соединиться.

И к этому Таинству всегда нужно готовиться трепетно, сознавая великость милости, которой удостаивает Господь ученика Своего, приступающего к Святой Чаше. И, как некогда Спаситель отстранил от себя Марию Магдалину, ещё не имевшую совершенной веры в Его Божество, сказав: «Не прикасайся ко Мне» (Ин. 20, 17), – так и мы, читая молитвы ко Святому Причащению, вникая в заложенный в них святыми отцами смысл, осознавая собственную немощь и недостоинство, восклицаем: «Как я подойду к бессмертному Царю и Богу моему? Как прикоснусь к Его стопам?! Как облобызаю Его кровоточащее ребро?!»

Между тем Христос обещает с любовью взглянуть и приблизиться ко всякому, кто возгревает в себе подобное благоговение: «На кого, – говорит, – воззрю? Только на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих» (см.: Ис. 66, 2). И конечно, каждый из нас в тайне сердца желает, чтобы Сам Господь удостоил его этой милости, с благоволением раскрыл пред ним Свои объятия, даровал ему возможную для него полноту Своей любви, позволил осязать Себя, неосязаемого, и видеть Себя, невидимого.

Соответственно, готовясь ко Святому Причащению, мы должны возгревать в себе определённый строй мыслей и чувств, должны знать, к чему стремиться, чтобы милость Божия была нам явлена в возможной полноте. И это приуготовление умещается в весьма простых словах.

Во-первых, нам должно в течение сегодняшнего вечера и отходя ко сну вспоминать, что мы – сотворённые Богом существа. Он слепил нас, каждого из нас, Своими творческими перстами. Он нас сотворил, мы суть овцы пажити Его, Он воззвал нас к бытию. И далеко не каждый, на самом деле, доводит до ума и сердца эту истину: мы появились на свет Божий по Его благоволению, Он сотворил нас в глубинах земли, Он слепил нас, вдохнув в нас Свой бессмертный образ.

И тот, кто сосредотачивается на этой мысли, ощущает себя творением, а значит, поставляет себя в полноту зависимости от своего Творца, благодарит Его за бесценный дар жизни.

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

А. С. Пушкин.

Таковой-то и делается доступным для воздействия на него просвещающего действия Божественной благодати.

Но мало этого. Мы творения, не сохранившие в себе красоту образа Божьего по причине вольного и невольного преступления, отклонения от закона правды и любви, который вложен в нашу совесть Небесным Отцом. Мы весьма исказили собственную природу, и посему страдаем и мучаемся в той мере, в какой мы отступили от Бога. Но Христос Спаситель не оставил нас в этом несчастном положении. Он заступил наше место, Он взял на Себя наши грехи, Он победил смерть Воскресением. Он – тот Небесный Хирург, Который с величайшим искусством и бережностью, и благостью, и всемогуществом врачует наши болезни и возвращает нам ту красоту и ту полноту богообщения, которые делают человека блаженным существом.

Соответственно, готовясь к Святому Причащению, нам должно совершенно раскрыть свою израненную душу взору Спасителя, Врача Небесного и земного, должно искренно просить Его, чтобы Он Сам прикоснулся Своими перстами к нашим язвам, чтобы Он очистил нас от всего, нам чужеродного, – от страстей, освободил от пленения диаволу. И, таким образом, наша вера и любовь к Спасителю должны возрастать от причащения к причащению, по мере ощущения и осознания, что Бог действительно нас врачует, возрождает, возвращает нам сияние Своего образа.

И наконец, будущность наша – она заключается в том, что Небесный Судия восставит распадающуюся нашу плоть из праха, водворит нашу душу в чертог телесный, Им воскрешённый, вложит в нас Дух Свой, – и это то, что свершится непременно с каждым из нас, знаем мы то или не знаем, верим или не верим. Мы все предстанем пред Богом. Вот почему так важно, чтобы Христос узнал в нас Своих учеников, чтобы восставил нас в радость, а не в посрамление, то есть исполнил нас предварительно духа смирения, чистоты, любви, благодарения, таинственно просиял в нас самих.

Таким образом готовясь к Святому Причащению, мы как сотворённые существа призваны исповедовать крайнее своё смирение и немощь, призваны исповедовать свою греховность и надежду на очищение и возвращение нам образа Божия и чаять воскресения мертвых, ожидать того, что Господь явит нам Свою великую милость и благодать Его соединит всех друг с другом и с Главою Церкви – Христом. И, таким образом причащаясь Святых Христовых Таин, мы будем предчувствовать это великое торжество, когда Христос будет всяческая во всех. Аминь.

Христос воскресе!

Протоиерей Артемий Владимиров. 2012 г. Фотогалерея Алексеевского монастыря.
Протоиерей Артемий Владимиров. 2012 г. Фотогалерея Алексеевского монастыря
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные