Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Образ и подобие Божие

Образ и подобие Божии — это совершенно таинственные вещи. Потому что Тот, Кто нас создал, непостижим. И Бог есть величайшая тайна, которая не может быть объята скудным человеческим разумением. Поэтому мы встретимся со многими решениями этого вопроса: «Что это значит, что я — образ и подобие Творца?» И неплохо бы изучить этот вопрос под руководством святых отцов. Например, прочитать небольшую, но очень интересную книгу, написанную в довоенные годы знаменитым богословом архимандритом Киприаном (Керном). В этой книге он обобщил святоотеческие суждения о том, что такое во мне есть образ и подобие Божии. Называется она «Антропология св. Григория Паламы».

00:14:21
Образ и подобие Божие
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с малым престольным праздником этого храма — днём памяти преподобного Павла Латрийского!

В своё время этот малый придел был освящён здесь первым после начала восстановительных работ. И сегодня мы воздаём честь преподобному Павлу, древнему святому X столетия. Имя его носил Павел Третьяков, знаменитый собиратель галереи, названной его именем, почитавший и любивший нашу обитель.

Сегодня, завершая нашу Божественную литургию, посвящённую преподобному Павлу Латрийскому, вдумаемся с вами в наименование «преподобный». Преподобный — это тот, в ком расцвели в полной мере образ и подобие Божии, по которым сотворён каждый из нас. У нас в этой земной жизни много забот: как сохранить здоровье; как обеспечить детям будущее; как устроиться в этой земной жизни, чтобы не отягощать других; как выполнить послушания, на нас возложенные... Но при этом зачастую остаётся невыясненным вопрос (а у многих он даже и не подымается за всю их земную жизнь): «Я сотворён по образу и подобию Творца, —  это что такое? Это о чём?  Что это значит? Какой ответственности я подлежу? В чём моя жизненная — не земная только, а вечная — программа? Что с меня спросят? Чем я отличаюсь от прочих живых существ?»

На этот вопрос Церковь Божия даёт многогранный ответ. И неплохо бы изучить этот вопрос под руководством святых отцов. Например, прочитать небольшую, но очень интересную книгу, написанную в довоенные годы одним из наших соотечественников в Париже, знаменитым богословом архимандритом Киприаном (Керном). В этой книге он обобщил святоотеческие суждения о том, что такое во мне есть образ и подобие Божии. Называется она «Антропология св. Григория Паламы» — знаменитого святого XI века, который ответил для себя на этот вопрос. Эта книга совершенна необходима для всякой бабушки и уж для всякого батюшки, и для всякого христианина, и для всякого разумного инока в первую очередь, потому что иночество принимается как раз ради раскрытия в нас образа и подобия Божия. 

Кратенько скажем, что образ и подобие Божии — это совершенно таинственные вещи. Потому что Тот, Кто нас создал, непостижим. И Бог есть величайшая тайна, которая не может быть объята скудным человеческим разумением. Поэтому мы встретимся со многими решениями этого вопроса: «Что это значит, что я — образ и подобие Творца?»

Кто-то скажет, что человек был сотворён в двух личностях: Адам и Ева. И названы они одним словом: «человек». И поэтому образ человеческий заключается в том, что мы все составляем одну природу, все мы — человеки, у каждого из нас есть дух, душа и тело, но каждый из нас — личность. По замыслу Божию все мы слеплены из одного теста, все едины по нашей природе; но при этом у каждого есть лицо, личность, каждый — как драгоценный камень с лишь ему свойственными гранями. 

И поэтому Сын, собеседуя с Отцом, говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21), — едино Божество в трёх Лицах. А мы с вами — едино человечество во многих и многих лицах. Это единение с нами свершается, когда мы причащаемся Святых Таин и Божество Христово восстанавливает это порушенное человеческим грехом единство.

Мы — единый организм, единое тело. Мы связаны не просто круговой порукой добра, но ты — это я, а я — это ты. Это очень легко понять, если кто вспомнит о семье: отец, мать, ребёнок — единая природа, а лиц несколько. Мама обращается к ребёнку: «Кровиночка моя, слезиночка моя», — и узнаёт в нём самое себя. Соответственно, кто подымается до этого понимания единства человеческой природы, тот начинает угождать Богу.

И это и значит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 29). Он есть твоя собственная природа. Не думай, что он чужой, а ты свой. Но всё, что ему дорого, всё, что ему нужно, должно быть ему даровано, потому что он — это ты. И нужно подняться до такого разумения, что мы все — одна семья, и твое счастье заключается не в чём ином, как в том, чтобы успокоить и утешить ближнего твоего, потому что, заботясь о нём, ты заботишься о самом себе. Если у тебя болит рука, ты накладываешь на неё пластырь и успокаиваешься. Если ближний чем-то раздосадован, чем-то огорчён, — успокой его, и сам обретёшь покой.

Можно было бы ещё много говорить на эту тему, но в заключение скажем: некоторые полагают, что образ и подобие Божии всё-таки не прямо связаны с нашей телесной природой. Бог есть дух (Ин. 4, 24). Он невидим, Он пребывает вне этого мира, но объемлет Своей заботой и любовью сотворённый Им мир. И говорят некоторые, что образ и подобие в нас заключены не в теле и не в душе, которая проявляет себя в трёх силах: рассудок, чувства и волевая активность, но образ и подобие Божии в полноте сияют в нашем бессмертном духе, сокрытом в нас. И именно наш дух в таинстве Крещения, нами воспринятом, просвещён Божественной благодатью. Именно там, в глубинах нашего духа, сияет искра Божества. Именно там пребывает Божественная энергия. Именно там сокрыт Христос. И апостол Павел, обращаясь к нам, говорит: «Или вы не знаете, что вы суть храмы Живаго Бога? (ср.: 1 Кор. 6, 19). Или вы не знаете, что Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть» (см.: 2 Кор. 13, 5). Или вы не знаете, что, причастившись Святых Христовых Таин, мы имеем Христа, который освятил всю нашу природу, но прежде всего — дух, в котором Он восседает, как Царь на престоле?

И вот преподобный Павел Латрийский и все преподобные — это те, кто, по слову апостола Павла, «ожили духом» (ср.: Гал. 5, 25) — то есть ушли из мiра умом, чувствами, волениями, и погрузились в глубины бессмертного духа. Ибо там сокрыта жизнь — Христос. И человек, который понимает, что молиться нужно не устами, не перстами, но молиться нужно духом, как многажды говорит апостол Павел в своих посланиях, такой человек понимает, что не количество прочитанных им текстов, не часы даже, проведённые на молитве, но какое-то сокровенное предстояние Богу в глубинах своего духа — вот что главное. И как об этом прекрасно сказано: «сокровенный сердца человек», который запрятан в глубинах твоего сердца, «в неистленной красоте кроткого и молчаливого духа, — вот что драгоценно пред Богом» (см.: 1 Пет. 3, 4).

И, кратко сказать, когда мы приближаемся к такой молитве, то всё внешнее уходит, перестаёт быть важным. «Ты же, когда молишься, войди в клеть твою и помолись Богу духом, Богу, Который втайне, и Он воздаст тебе явно» (ср.: Мф. 6, 6). И тогда тебе начнёт приоткрываться Царство Небесное, и ты познаешь, что твой дух бессмертен; познаешь, что во Христе твой дух становится совершенно свободным; познаешь, что твой дух призван быть вместилищем Божественной любви; познаешь, что твой дух находится под непосредственным управлением Святого Духа, и Его, Святого Духа, воления, наития, озарения являются пищей для тебя самого. Вот сокровенное христианство, ради которого преподобный Павел и многие другие уходили от житейской сумятицы, от суетного общения со сродниками и погружались в безмолвие, чтобы собеседовать с Небесным Отцом с глазу на глаз, от сердца к сердцу, погружаться внутрь себя самого, где сокрыт целый мир, целое царство, и в этом царстве сияет Солнце неподвижной любви — воскресший Спаситель.

На фото архимандрит Киприан Керн и его книга «Антропология св. Григория Паламы».
Архимандрит Киприан Керн и его книга «Антропология св. Григория Паламы»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные