Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Обручение

Протоиерей Артемий Владимиров

Священник в белоснежной ризе выходит из алтаря через Царские врата и направляется в переднюю часть храма, где его с трепетом ожидают жених и невеста. Крест и Евангелие в руках иерея1 знаменуют Самого Господа, Который вещает через Священное Писание: «Приблизьтесь ко Мне – и Я приближусь к вам» (см. Иак. 4, 8).

Вводя поочередно молодых внутрь храма, где будет свершаться обручение, пастырь покрывает правую руку каждого из них епитрахилью2: Сам всемогущий Бог ведёт к светлому союзу Своих учеников.

Затем, поставив брачующихся рядом, священник благословляет их иерейским благословением и вручает им зажжённые восковые свечи.

Свеча – символ жертвенной любви, явленной нам в крестных страданиях и Воскресении Искупителя.

Сердце каждого из супругов, по молитвам Церкви, получит дар любви, которая изливает вокруг себя свет терпения и снисхождения, распространяет тепло жалости и милости, сама же умаляется перед любимым, оставляя его всегда свободным в своих действованиях. Тает горящая свеча, тает и жизнь человеческая, приближаясь к своему концу. Блаженны мертвые, умирающие в Господе ...  дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13), – вещает книга Откровения, приуготовляя нас к встрече с Судией, милостивым, но нелицеприятным.

Прежде чем приступить к обручению, священник воссылает ко Господу прошения о спасении жениха и невесты, молится о даровании им детей для продолжения рода, о сохранении предстоящих в единомыслии и твёрдой вере. «Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся...» Белые одежды брачующихся указывают на их девственность и непорочность. Действительно, сохранение невинности до таинства брака является основанием супружеского счастья. Целомудренная христианка не должна позволять себе никаких вольностей в девичестве, дабы не выпустить из рук, не уронить в грязь снеговидную лилию чистоты, которая составляет величайшее сокровище, вверенное нам всесвятым Богом. Любимому человеку мы и приносим этот райский цвет в честном супружестве, если не избирает душа пути превосходнейшего – безбрачия, монашества, – всецело посвящая себя Господу.

Обручение в древности могло отделяться от самого венчания определенным временем. Обручение – наречение молодых женихом и невестой. Обручение – испытание верности полюбивших друг друга, ибо они уже приносят в жертву свою свободу, хотя хранят чистоту и воздержание.

Кольца, освящённые на престоле, торжественно износятся на серебряном блюдце пред лице жениха и невесты. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза, ибо не пресекается и вечна по своей природе благодать Святого Духа, соединяющая супругов в Господе. Ныне молодые приносят в храм золотые кольца, раньше на подносе священника лежало и злато, и сребро.

«Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Сотворив крестное знамение над головой жениха, священник надевает золотое кольцо на четвёртый (безымянный) палец правой руки его. По древнему представлению, один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем. Климент, епископ Александрийский, во второй главе своего «Педагога» говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения её, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в её распоряжение и поручается её заботам...» «Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)», – произносит иерей и надевает серебряное (в древности) кольцо на четвёртый перст правой руки невесты. В знак взаимной жертвенной любви жених и невеста трижды обмениваются кольцами, при участии священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, ибо муж будет всегда памятовать о немощи своей подруги, а золотое – у невесты, в знак того, что женская немощь нашла опору в исполненном силою мужества избраннике.

Отныне кольцо – предмет, исполненный благодатной силы. Как и нательный крестик, оно должно быть хранимо с величайшим благоговением, а лучше сказать, кольцо хранит мужа и жену, свидетельствуя своим сиянием о славе, которую дал Бог супружеству. Золото – металл, не знающий порчи и тления, таковым должен быть и христианский союз: прочным и непорочным. Священник просит Бога благословить возложение колец благословением небесным и облечь брачующихся силой, которую получил в Египте чрез перстень Иосиф Прекрасный и которой прославился пророк Даниил в стране Вавилонской. «...И Ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их», – завершает пастырь молитвы обручения. Ангел Хранитель супружества – бесплотное, светоносное, исполненное любви и верности Богу духовное существо – отныне будет хранить этот союз. Вот почему венчанные супруги так хорошо чувствуют друг друга, даже если разлучены телесно. Ангельские крыла верности соединяют их сердца, а душа человеческая, осененная благодатью, свободно приемлет от Ангела Хранителя нетленные внушения о супруге, о его внутреннем устроении, если только не потеряла она заповеданные Господом чистоту совести и молитвенность духа.

Необходимыми условиями церковного бракосочетания признаются покаяние и исповедь в прегрешениях, причащение Святых Христовых Тайн, а также беседа со священником. Особое внимание священнику должно обратить на то, не состоят ли жених и невеста между собою в кровном или духовном родстве3. Восприемник и мать крестника, а также восприемница и отец ее крестницы не должны жениться или выходить замуж, ибо состоят друг с другом в духовном родстве.

Тем, кто не позаботился с самого начала узаконить свой союз церковным благословением, возможно принять таинство венчания – и благодать Божия сойдет и освятит уже рожденных детей. Если венчаются жених с невестой, ранее вступавшие в гражданский брак с другими лицами, то необходимы свидетельства о гражданском разводе и государственной регистрации нынешнего брака. Если предыдущий союз был освящен Церковью, то вступить в новый можно, лишь имея свидетельство епархиального архиерея4 о церковном расторжении брака по такой-то благословной вине5.


1 Иерей – священник.
2 Епитрахиль – часть священнического облачения, представляющая собой ленту, знаменующую благодать Божию.
3 Кровное родство, например, связывает двоюродных брата и сестру, препятствуя им вступить в законный брак.
4 Архиерей – епископ.
5 Благословная вина – уважительная причина.

 

На изображении: руки с обручальными кольцами.
Обручение
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги ««Положил еси на главах их венцы...»»




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные