Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Огненное восхождение пророка Божия Илии

Обстоятельства, связанные с исходом из временной жизни пророка Илии, очень близко касаются судьбы каждого христианина. В силе Святого Духа надлежит нам подняться ко Господу, чтобы всегда сопребывать с Ним не на земле, но на духовном небе, и это относится к каждому из нас.

00:18:24
Огненное восхождение пророка Божия Илии
Протоиерей Артемий Владимиров

Ещё раз поздравляем всех с днём небошественного, как поэтически именует Церковь пророка Илию, свидетеля Христова пришествия. Сам Спаситель говорил ученикам, что Илии должно прийти прежде кончины мира и устроить всё, то есть приуготовить верных к Своему явлению, обличить неверных, предречь окончательную погибель сыну погибели, антихристу. И именно поэтому русский народ, с его апокалиптическими чаяниями, особенно благоговеет перед пророком, на колеснице огненной восшедшим на небо.

Вчера мы размышляли о том, что все Христовы ученики, по прямому свидетельству Евангелия, призваны к тому же. Вспомним слова Христа: «... Где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24, 28). Орлами Христос называет возлюбившие его души, а трупом – Себя Самого в час Крестной смерти и последующих Воскресения и Второго и окончательного пришествия на землю судить мир. А значит, каждый из нас должен бы размышлять, готовиться, вопрошать себя: «Нет ли во мне чего такого, что воспрепятствует Богу восхитить меня от земли на небо? Буду ли я в теле, или душа моя войдёт в воскрешённое тело?..» И думается, что у человека со зрячей и горячей верой этот вопрос: «Готов ли я? Не мешает ли мне что взойти ко Господу?» – время от времени должен возникать в сознании.

Действительно, как не восхищаться, не восторгаться, не удивляться пророку, который, находясь в теле, провидел, что Всемогущий Бог заберёт его из здешней жизни внезапно и на небо, в отличие от судеб большинства людей, тела которых идут в земные недра. Без сомнения, эта огненная колесница есть знамение, знак, символ Божественной благодати, которой все мы удостоены в таинстве Крещения, и которая пребывает всегда с нами. Послушны мы или непослушны Христу, но до Страшного Суда все, запечатлённые благодатью Святого Духа в Крещении и Миропомазании, носят в себе эту Божественную силу.

И кто из нас не хотел бы, чтобы в час нашей телесной кончины (а она не за горами), и особенно в час Пришествия Христова, когда определится вечная участь человечества в целом и каждого из нас в отдельности, кто из нас не хотел бы, чтобы энергия Святого Духа, это невидимое невещественное пламя, со всех сторон нас объяло, осветило, согрело, не попалило, как демонов, но даровало нам крылья, лёгкость, быстродвижность и вознесло нас навстречу Христу? Не потому ли иногда люди в детстве (а иные и не в детстве) видят сны, как они летают? И, с одной стороны, это может быть указанием на страсть тщеславия, кроющуюся в душе, если мы летаем перед изумленными народами, а они указывают на нас пальцем; а с другой стороны, вот это летучее состояние, когда мы возвращаемся в детство, – оно говорит о нашем подлинном предназначении: о летучести, быстрокрылости, лёгкости нашей бессмертной души. Как дети – существа действительно не приземлённые, рождённые не ползать, а летать.

Таким образом, обстоятельства, связанные с исходом из временной жизни пророка Илии, очень близко касаются судьбы каждого христианина. Как свидетельствует апостол Павел:

...потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;

потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

 

То есть в силе Святого Духа надлежит нам подняться ко Господу, чтобы всегда сопребывать с Ним не на земле, но на духовном небе, и это относится к каждому из нас – с палочками ли мы ходим, с перебинтованными ли коленками, с внутречерепным давлением, с избыточным весом или другими какими хворями и немощами.

Вспомним, что колесница, представшая очам пророка Илии, была запряжена тремя вихреобразными конями, испущающими свет. Правы те, кто говорят, что многие языческие народы восприняли от Священного Писания то, что в нём запечатлели пророки. Так, например, у древних греков есть замечательный миф о Фаэтоне, который летает по небу на колеснице, запряжённой тремя конями. Слово «фаэтон» стало нарицательным, означает такую быстродвижную повозку. Но нам, знатокам Священного Писания, совершенно очевидно, откуда появилась у культурного, но не просвещённого ведением истинного Бога народа, греков, и затем римлян, такое высокое сказание. Конечно, из Книги Царств, из свидетельства об Илии-пророке. Хотя видел его исход только ученик Елисей, но в памяти всех народов таинственным образом запечатлено было это событие, потому что оно соотносится с предназначением каждого человека.

Вот эти три коня, влекущие земную колесницу на небо. Если мы не хотим, чтобы повозка, дроги, на которой повезут наше мёртвое тело, была запряжена лебедем, раком и щукой, в разные стороны ползущими, то нужно здесь много за собой наблюдать и себя изучать, и осознать, что эти три силы, влекущие на небо колесницу, суть силы души: ум, чувство и деятельная способность – воля. Они не должны быть в противоречии с другом: ум мыслит об одном, чувство диктует другое, воля свершает то, чего мы не хотим, от чего мы отвращаемся.

Нет, колесница – это бессмертный человеческий дух, просвещённый благодатью Крещения. Наш дух действительно почтён способностью летать, то есть устремляться к Источнику премудрости и света, и вечной жизни – к Богу. Для того чтобы дух возносил нас во области заочны, как это свойственно отцам-пустынникам и женам непорочным, для этого три коня – ум, воля и чувство – должны действовать согласованно, то есть устремляться не к чему-либо земному, а к Богу одному. А всё это осуществляется в молитве. Тот правильно молится, кто направляет душу и все её силы, и не только душу, но и тело, к Небесному Отцу, то есть совершает молитву из сердца сокрушённого, смиренного, молится умом незаблудным, немечтательным, внимательным, и волю свою устремляет ко Христу, говоря: «Не моя, порочная, но Твоя святая воля, Господи, да будет со мною».

В уме должна быть запечатлена истина – имя Господа Иисуса Христа, в чувствах не должно быть ничего такого, что препятствовало бы нам возлюбить Христа. Он есть Бог-Ревнитель и не терпит раздвоения сердца между Ним и маммоной. И воля должна освободиться от всех щупалец, присосок, пристрастий земных, чтобы единого желал человек – общения с Божеством. Для того чтобы вот эти самые кони нас в нужном направлении отвезли в час нашей кончины (а я бы сказал, ещё прежде кончины), после Божественной литургии мы уже должны, так сказать, тренироваться, испытывать себя и находиться не столько на земле, сколько на небе. Как говорит апостол: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; «Го́рняя му́дрствуйте, [а] не земна́я», и многие другие слова Священного Писания говорят о том, что причастник – это существо небесное, а не земное. Горе имеем сердца!

И для того чтобы эти кони нас не подвели, нужно понять, что ум призван избавиться от самомнения – высокого и нескромного о себе суждения. Ум должен избавиться от осуждения, которое ходит за нами по пятам. Чувства должны избавиться от самолюбия: всё себе любимому, а остальным – как придётся. Нет, в уме пусть будет напечатлено имя Христово, а сердце нераздельно отдано Христу. Он – наш Свет, Он – наша Любовь, Он – наше всё. А воля должна избавиться от страшного недуга, который называется «самоволие»: «Господи, хочу, чтобы было со мною всё, как я хочу. Хочу этого, хочу второго, хочу пятого, хочу десятого» – вот содержание наших молитв. «Подай, Господи, мне то и это, и третье. Всё и сразу, здесь и сейчас». На таких конях –  кобылах – далеко не уедешь.

Но, завершая наше размышление о пророке Божием Илии, причащаясь Святых Таин, мы должны молиться о том, чтобы из сердца нашего было изгнано самолюбие, из ума – самомнение и сопутствующие ему гордость и осуждение, а из области воли –самоугодие, и поселилось вместо него жертвенность в служении Богу и ближним.

Если двигаться в этом направлении, и, причащаясь Святых Таин, молиться, дабы Бог помог нам избавиться от всякой скверны самомнения, самолюбия и своеволия, от всякой скверны плоти и духа, тогда можно надеяться на благополучный исход. Чтобы душа, как молния, взмыла в небеса, а огорчённые бесы провожали её с воплями и криками, говоря: «Эту беглянку нам не достать, у неё в уме смирение, в сердце у неё любовь ко Господу, воля у неё настроена на жертвенное служение. Займёмся другими товарищами».

Будемте приобщаться Святых Христовых Таин. С праздником!

Икона: Пророк Божий Илия.
Пророк Божий Илия
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные