Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

«Он изгоняет бесов силою веельзевула»

Проповедь на евангельское чтение об исцелении бесноватого. Это чтение учит нас замечать в людях хорошее, светлое, и пропускать мимо своего внимания то, что нам кажется в них неправильным и неприятным.

00:12:31
«Он изгоняет бесов силою веельзевула»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас с завершением Божественной литургии и днём памяти древнего священномученика Зиновия, в честь которого получил в монашестве имя наш соотечественник митрополит Зиновий, последние десятилетия своей жизни живший в Тбилиси. Воспитанник Глинских старцев, иные из которых после закрытия Никитой Сергеевичем Хрущевым Глинской пустыни последовали за ним в Тифлис, митрополит Зиновий жил в совершенной безвестности, восприняв от своих духовных наставников дух непрестанной молитвы, стяжав очищение, освящение, сопребывание со Христом. Он сиял смирением, любовью, благодатной проницательностью в трудные для Русской Церкви годы (60-е, начало 70-х годов), и упокоился близ храма святого Александра Невского в Тбилиси. Этот замечательный подвижник, митрополит Зиновий, подвижник нашего времени, без сомнения, служит соединительным звеном русского и грузинского Православия и подлинного братства о Христе наших народов, которые недруги под политическими предлогами пытаются искусственно разделить.

Евангельское чтение ныне говорило1 нам о Спасителе, Который исцелил бесноватого человека, пораженного немотой не природного, естественного, характера, а демонического. Из этого повестования мы узнаём, что нечистая сила может связывать и вредить телесным чувствам человека. Зрение, слух, обоняние, иные душевные силы под воздействием демонической силы могут быть как будто парализованы. И то, что иным кажется органичным поражением, поражением телесных функций, на деле является вмешательством беса, по Божьему попущению.

Господь освобождает больного от этой хвори, так что немой начинает говорить, что, конечно, было весьма удивительно для свидетелей этого происшествия. Среди них были и заклятые враги Господи Иисуса, законоучители иудейские, которые исполнены были такой противоестественной зависти и, соответственно, неприятия, ненависти в отношении Иисуса Христа Спасителя, что, став невольными свидетелями этого явного Божественного чуда, говорили: он, этот человек из Назарета, исцеляет людей силою веельзевула, князя бесовского. А иные требовали от Господа знамения с неба как удостоверения того, что Он действует не силою лукавого. У иудеев существовало поверье, что здесь, на земле, необычайные вещи, даже исцеления, могут быть следствием бесовского начала, а вот если с неба какое-то знамение – молния, свечение, гром среди ясного неба – это вот оттуда, из вышних сфер, от Бога.

Перенесём сказанное на самих себя. В Псалтири есть такие слова: оскверняются вси путие человека растленного2 – то есть по испорченности сердца нашего мы часто судим об окружающих нас явлениях: для нечистого всё нечисто, а для чистого – всё чисто. И подлинно великая опасность – охуждать в сердце ближних и перетолковывать их намерения, слова и действия. В силу собственной испорченности, цинизма приписывать ближним наши собственные болезни и превратные намерения. Такой человек, гордый и склонный к осуждению, как будто бы имеет в руке банку со смолой и этой смолой вымазывает, пачкает ближних. И всё в его глазах, в восприятии черно и худо.

Спаситель, желая помочь этим безнадежно больным людям, говорит им: если бесы исходят из больных, и вы Меня считаете начальником тёмной силы, то очевидно, что в этом царстве уже порядка нет: если бес изгоняет беса, значит, его царство разделилось, не устоит оно, но падёт. Если же Я перстом Божиим изгоняю демонов, значит, достигло вас Царство Божие. Предположим, Я действую силою князя бесовского, а вот сыновья ваши, те, которые стали Моими учениками, освобождая людей от демонической зависимости, чьею силою действуют? Ведь они по плоти и по крови от вас. Потому-то они будут вашими судьями, что вы, имея ключ разумения – обращался Спаситель к законникам, – сами не входите в Царство Небесное, сами противитесь истине, хулите Сына Божия, и других соблазняете. Сами не входите в Царство, и другим запрещаете.

Эти слова побуждают нас быть весьма осторожными в наших худых суждениях о людях, особенно когда мы считаем для себя позволительным делиться этими плохими мыслями и наблюдениями. Не уподобляемся ли мы трубочистам, которые сажей, налипшей на нас, ещё вымазываем и людей, доверяющих нам? Святой Иоанн Кронштадтский, который был весьма внимателен в этом отношении, предпочитал не передавать дурных, негативных впечатлений и сведений. Он говорил о хорошем, добром, созидал, но не разорял души, не позволял себе выплескивать горькие эмоции на собеседников, чем, к сожалению, мы часто увлекаемся, по испорченности наших сердец желая сделать наших соседей сообщниками того дурного, что переполняет наше сердце.

Итак, это чтение Священного Писания учит нас смотреть светло на мир, учит видеть не тёмную, оборотную, а светлую, добротную сторону жизни. Замечать в людях то хорошее и светлое, что составляет в них неотъемлемую черту образа Божия, и пропускать мимо своего внимания то, что нам кажется в них неправильным и неприятным. Тот, кто на это обратит должное внимание, получит благодать Господню, как раб Христов. Тот, кто действует по привычке, так сказать, скользит вниз по накатанной дорожке, конечно, и сам будет испытывать неприятное, мучиться и, что ужасно, других приобщит к миру зла.

Для того чтобы не становиться на сторону тёмной части, будем внимательны и удержим в нашей памяти сегодняшнее чтение. Господа Бога благодаря за Его милость и любовь, не осуждая, но стараясь оправдывать или, по крайней мере, сочувствовать нашим ближним, которым и без нас достаточно нелегко и тяжело.


1 Лк. 11, 14 – 23.
2 Ср.: Пс. 9, 26.
Картина: Фарисеи во времена Христа.
Фарисеи во времена Христа
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные