Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Онлайн-конференция 21 мая 2022 г.

Видеобеседа о святителе Николае и ответы на вопросы. Святитель Николай, приближаясь к нам, грешным и немощным, с высоты своей славы вдыхает в нас бодрость и надежду, отнимает от нас чувство безысходности и неисправности, смешанной с унынием, даёт благую надежду. Само имя его произносишь, – и становится спокойнее и радостнее на душе. От него исходит благодатное тепло, потому что сердце этого человека было освящено соприсутствием ему Христа Искупителя. Бог сотворил обитель в душе святителя, и Святой Троице оказалось не тесно в одушевлённой палате его сердца.

01:17:19
Онлайн-конференция 21 мая 2022 г.
Протоиерей Артемий Владимиров

00:00:00 Приветствие.

00:01:30 Слово о святителе Николае и исихии.

/Святитель Николай, приближаясь к нам, грешным и немощным, с высоты своей славы – а эта слава есть плод его трудов смирения и любви, – вдыхает в нас бодрость и надежду, отнимает от нас чувство какой-то безысходности и неисправности, смешанной с унынием, и даёт благую надежду. Нам вспомоществует благодать. И мы, со смиренным сердцем принимая и лобызая простёртую к нам десницу Христову, тянемся к невечернему Свету, чувствуя поддержку замечательного нашего великого друга – святителя Николая.

Само имя его произносишь, – и становится спокойнее и радостнее на душе. От него исходит благодатное тепло, потому что сердце этого человека было освящено соприсутствием ему Христа Искупителя. Бог сотворил обитель в душе святителя, и Святой Троице оказалось не тесно в одушевлённой палате его сердца. Отец, Сын и Дух Святой, непостижимый Господь, таинственно пребывал в Своём угоднике и обнаруживал чудесное присутствие Своё чрез образ мыслей, образ жизни, образ действования мирликийского святителя.

Рядом с ним было тепло и светло, надёжно и спокойно, – таково действие зиждительного Духа на Божьи творенья. Всё успокаивается, всё примиряется, всё оживает в Божьем присутствии. «…И верится, и плачется, и так легко, легко» (М. Лермонтов).

Святитель Николай, без сомнения, и нас хочет научить этой добродетели: шествовать царским путем смирения и любви, внутренней молитвы к Богу, которые и привлекают на сердце дары Святого Духа. И для этого нужно меньше оставаться наедине со своими мыслями. Они до добра не доведут, но обязательно увлекут и заведут в какой-то тупик, и прельстят, и обманут, и закончится всё это – беседа с самим собою, перекладывание из пустого в порожнее, перемалывание воспоминаний или страх, который возникает от мечтаний о будущем, – закончится всё это каким-то сердечным изнеможением.

Святитель Николай, если всмотреться в текст акафиста, ему посвящённого, тоже отдал дань борьбе с помыслами. Он, конечно, не был рефлектиком, не витал в эмпиреях, не терялся, как Марсель Пруст, в стране воспоминаний о потерянном времени, но лукавый, имея мысленную природу, конечно, вставлял спицы и палки в колёса его духовной деятельности и наводил какую-то тяжесть, и метал в сердце кроткого и смиренного священнослужителя раскалённые свои стрелы. Однако не на того напал. Святитель с юных лет привык пребывать в молитвенном собеседовании с Богом, привык трезвиться, то есть чистым умом взывать: «Иисусе, Иисусе...». Неслучайно ведь в акафисте он назван «древом рая Иисусова».

Сроднившись с молитвой Иисусовой, святитель Николай привык достигать безмыслия, то есть не состояния какой-то тупой отрешённости и апатии, а состояния чистого ума, когда сердце внемлет Богу и уже без собственного усилия, поддерживаемое единственно невидимыми импульсами благодати, устремляется к реке Божией и питается благодатью, свободно входящей в чистый, упразднившийся от всех мечтаний и помыслов ум.

И так, претерпев борения, он незаметно для себя взошёл к Престолу Божества, то есть умом собеседовал с Причиною всех – с Всевышним, с Господом, взгляд Которого привык чувствовать на себе. И незаметно этот замечательный муж молитвы научился созерцать Святую Троицу, то есть осознавать Её присутствие.

Мы различаем, с кем беседуем. Одно дело – с праздным любопытствующим соседом, от которого слова разума не услышишь, – с таковым мы стараемся поскорее закончить эту, совершенно не нужную нам, беседу, общение. А другое дело, если мы попадаем к какому-нибудь заместителю министра. И зная, что во власти этого чиновника – решение нашей проблемы, мы превращаемся в единый слух; мы сидим на кончике стула, выпрямив спину, – никакой сутулости, сколиоза как будто и не было – и даже слегка вот так вот покачиваемся, как бы с намерением оторваться от стула и взлететь,чтобы витать вокруг заместителя министра над его головою. Мы чрезвычайно внимательны, осторожны, собраны, на лице нашем написаны уважение и смирение, готовность принять то, что он нам предложит, нежелание спорить, но желание показать ему, что мы действительно нуждаемся.

И мы различаем – говорим о земных ситуациях – достоинство лица, с которым общаемся. Святитель Николай, будучи человеком очень внимательным и устремлённым к вечности, научился чувствовать, осознавать, исполняться благоговейного страха, когда Лица – уже не грешные, а Божественные Лица: Отца и Сына и Святого Духа – приближали его к Себе и внимали его внутреннему обращению к Ним. Когда мы находимся в присутствии Самого Творца, тогда наступает велия тишина, волны сердечного моря ложатся, ветры помыслов куда-то уходят, наступает исихия – священная тишина сердца, и мы не тратим каких-то дополнительных с нашей стороны усилий, не суетимся, но просто сами прислушиваемся, как сердце внемлет Богу, как оно изливает пред Ним выверенные смирением прошения: «Да усладится Ему беседа моя» (Пс. 103, 34).

Так святитель Николай и вошёл в дух непрестанной сокровенной молитвы, слышимый, принимаемый Творцом по Его слову: «И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2).

«Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит» (Пс. 144, 19), – сказано о святителе Николае и ему подобных праведниках. И, восходя от меры в меру, всё более просвещаясь светом жизни, который образовывал вокруг него такое светлое поле мира, смирения, чистоты и любви, святитель стал причастником вышеестественных даров. А уж если Христос Сам Себя нам дарует, то, конечно же, и введёт вместе с Собою в сердце праведника все Свои совершенства: Божественное вездеприсутствие; побеждающую все препятствия любовь Христову; всемогущество, явленное в чудотворении; созерцание грядущего; умение и искусство, и благодатная способность слышать все, к нему обращённые, крики, вопли, призывы, молитвы, слёзы, воздыхания, – и всё в едином мгновении времени.

Мы сейчас с вами говорим о святителе Николае, и он очень внимательно, я убеждён, нас слушает. Не дай мне Бог что-то неверное сказать о нём или о его внутренней жизни! Хотя, безусловно, тайну эту рационально изъяснить, да и постичь нам с вами не дано, но любовь и почитание святого угодника, конечно, выручает, потому что он сам сегодня, на нашей конференции присутствуя, даёт нам начаток духа своего. И пусть он благосклонно примет эту малую лепту, это словесное приношение, которое да отзовётся теплом, миром, тишиной, радостью, благодарением в наших сердцах и верой, что всё возможно Господу, когда мы призываем Его во истине.

И что ещё нельзя упустить, дорогие друзья, – святитель Николай не был одиночкой, «враном на нырище» (см. Пс. 101, 7). Часто у нас в душе господствует чувство какого-то, всегда подгнивающего, индивидуализма: «Бог и я». Это хорошо, но ты не должен исключать себя из союза со своими братьями и сёстрами, подобными тебе человеками. Ты должен понимать, что твоя душа – это один из листиков, укреплённых на лозе, на живом древе, на стебле цветущем – Господе Иисусе Христе. Мы всегда все вместе, образом чего является наша конференция. Каждый – в своём окошке.

Есть разные этажи. Есть этажи небесные – сегодня мы чествуем святителя  и чудотворца Николая. Есть этажи земные. Каждый из нас находится в своём ряду, соответственно своему духовно-нравственному состоянию. Но каждый из нас не существует сам по себе. Помните, как апостол Павел говорит: «Нога не может сказать руке: ты мне не надобна, а ухо не может сказать глазу: ты мне не нужен» (см.: 1 Кор. 12, 21). Скажите, пожалуйста, существует ли в природе сам по себе отдельно взятый глаз? Или локоть? Или ухо? Нет, конечно! Отдельный телесный член, отсечённый от тела, – это мёртвый кусок плоти. Тело существует только в целокупности его членов, одушевляемое духом жизни. Итак, если ты – ухо, я – глаз, он – рука, другой – нога, то мы все нужны друг другу, и это не красивое слово, это не риторика, это не просто нравственная формула, но мы чувствуем себя хорошо только когда мы вместе, потому что без глаза пользы в ноге нет, без желудка что пользы жевать языком и зубами пищу? Должно быть сочленение, союз всех членов, должны быть эта целостность.

И мы возвращаемся с вами к теме духовного единства: глава – Христос, мы – члены, и мы существуем по принципу комплиментарности – взаимного дополнения. Только все вместе мы избавляемся от присущей каждому из нас в отдельности ущербности и ограниченности. И Господь для того-то и дал мне вас, чтобы, образуя это целое, мы стали причастны во всей полноте дарам Его любви.

А если ты что-то имеешь – умеешь ясно говорить, или у тебя острый ум, или отзывчивое сердце, или умение обустраивать земные дела ловким и правильным образом, то это – «мои» таланты, это нужно мне, это дары, которыми я пользуюсь. Конечно, не всякий доходит до такой семейственности в духовной жизни, и пока он ещё только на пути, то будет мучиться, мучиться потому, что чувство изоляционизма, отделённости, отсечённости, самодостаточности – это очень вредно и противно евангельскому духу. Почему Господь запрещает осуждать? Потому что осуждающий ножом отсекает себя от единства с Церковью и начинает истекать кровью, начинает лишаться жизненных сил.

Святитель Николай и является носителем соборности. Он сияет духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, и страха Божия, смирения и мира, чистоты и любви. Добавим прозрение, добавим чудотворение, добавим всеслышание, добавим перемещение в пространстве, так что он во сне является царю или в темнице предстоит трём оклеветанным мужам и добивается вызволения их из каземата, и казнь расстраивается; или его призывают тонущие моряки во время кораблекрушения, и он является прямо на водах и запрещает буре; а то он мальчика потонувшего из пучины морской износит и полагает в часовенке, где безутешные родители, уже предчувствуя что-то недоброе, часами ему молятся. Христос в нём, святителе Николае, свершает эти дела.

Но эти вышеестественные дарования, удивительные дары, которые на нём сияют, Бог ему дал ради нас. Не просто наградил его за хорошее поведение и смирение, но обогатил его душу, чтобы мы пользовались его дарами, чтобы три мешочка с золотом получила одна, вторая, третья сестра, избавившись от мрачной перспективы продажи в какое-то нечистое заведение. Вот святителю Николаю принадлежат и небо, и земля, для того чтобы чада Церкви ощущали его благодатную помощь, близость, содействие.

И точно так же обстоят дела у нас в Zoom-конференции. В каждом «окошке» сидит своя бабушка или девушка, или Егорка наш, или семья целая прячется. И мы все в этом отношении счастливо друг друга дополняем, и поэтому у нас нет ни зависти, ни недоброжелательства, нет ощущения, что кто-то кого-то опередил, но мы все очень органично друг друга дополняем. И пусть святитель Николай поможет нам всегда сохранять бодрое, радостное расположение духа../

00:29:14 Батюшка читает своё стихотворение «И вновь я жду пришествия весны...»

Ответы на вопросы

– Пришёл на ум какой-то помысел, пусть даже не греховный, что с ним делать? Отринуть и вернуться к призыванию имени Иисуса? Мечтать, получается, очень даже вредно? (00:30:49).

– Хочется причаститься, а нет времени неспешно вычитать правило... Как быть? (00:35:48).

– Как причаститься человеку, закодированному на алкоголь? (00:48:54).

– Просим молитв, чтобы открыть клинику... (00:52:04).

– Батюшка, подскажите, пожалуйста, как успокоить и правильно настроить ребёнка на предстоящие экзамены? (00:53:28).

– Помолитесь, чтобы мы поняли, куда этим летом поехать отдыхать. Я «водоплавающее», в Крым непонятно, можно ли, может быть, на Волгу куда-то... (00:56:38).

– Батюшка, вот Вы говорите о молитвенных высотах, а я сижу и думается: «Ну-ну...» Вроде не унываю, но крылья отсохли и отвалились. Даже на службе душа не молится, а вне её и подавно. (00:57:38).

 – Что Вам понравилось на Алтае? Что запомнилось? (01:00:00).

– Сегодня на Бутовском полигоне была литургия памяти всех новомучеников, в Бутове пострадавших. Среди цветущих яблонь и пения птиц, нескольких тысяч молящихся славили пострадавших здесь архиереев, священство, монашествующих и мирян.. Помню самую первую литургию, которую служил святейший патриарх Алексий, тогда были и дождь, и солнце. А на следующий день святейший был на Остоженке, где состоялась канонизация преподобных Иулиании и Евпраксии, основательниц нашей Алексеевской обители. Сегодня весь день – только солнце. В середине двухтысячных там была закладка каменного храма Воскресения Христова. Была встреча митрополита Лавра и святейшего патриарха Алексия на Бутовском полигоне.. Столько событий пронеслось.. Давайте вспомним сонм святых, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь Христову в 30-х – 40-х годах прошлого столетия. (01:01:03).

–  Май холодный – год плодородный. Думаю, надо потерпеть, пусть замерзнут вредоносные жуки, чтоб был урожай... (01:03:15).

– Как правильно рассудить об употреблении талантов на пользу ближнего? (01:04:54).

– Из Евангелия мы знаем, что Господь знает всё заранее, и даже книга Апокалипсис есть. Значит ли это, что всё в нашей жизни решено Богом заранее? Но ведь свободная воля... как в этом разобраться? (01:07:51).

– Читаю старца Софрония (Сахарова) о том, что христианин ответствен за весь мир, кается за весь мир... И возникла мысль: как же с таким сознанием тяжело... например, если у духовника чадо что-то натворило, духовник же (надеюсь) не принимает на себя этот грех? Это уже было бы жестоко. (01:10:00).

Протоиерей Артемий Владимиров на видеоконференции 21.05.2022 г.
Протоиерей Артемий Владимиров 21.05.2022 г. 26.02.2022 г.
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные