Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Онлайн-конференция 22 мая 2021 г.

Беседа на праздник Николы Вешнего, в Неделю о расслабленном; о Церкви и действии в Ней благодати Святого Духа. Ответы на вопросы участников конференции. – Как понимать прошение: «Избави мя от кровей, Боже»?

01:04:23
Онлайн-конференция 22 мая 2021 г.
Протоиерей Артемий Владимиров

00:00 Приветствие и слово о весенней Москве.

Христос воскресе, дорогие друзья! Рад, что все мы в сборе в этот замечательный майский вечер. Обратите внимание на свежие веточки красносельской сирени. Надеюсь, что не только мне удается видеть и обонять, как соцветия кустов сирени, жасмина благоухают в эти дни весны, восшедшей в свой зенит, в свою полноту. Можно представить себе, каким был май в конце девятнадцатого столетия, когда свершилось венчание на царство нашего Государя, родившегося тоже в мае, как раз в канун Николы Вешнего. Москва утопала тогда в зелени, вокруг каждого храма — а редкая улочка не имела двух-четырех храмов — разбиты были сады и палисадники. И тогда, наверное, наша златоглавая столица мало отличалась от современных деревень и сёл, пощаженных временем. Свежий воздух веял с Москвы-реки или Воробьевых гор, а только выйди за порог небольшого дома, — высоток же не было — купеческие дворянские особняки в центре Москвы, высокие здания — Государственной Думы, Исторического музея, Музея изобразительных искусств, Кремлевские башни, увенчанные орлами — не передать этой красоты губернских, купеческих городов. Сегодня остатки сладки видятся с высоты комплекса Зарядье. Кто не бывал — рекомендую вам пасхальную, праздничную воскресную прогулку в центре Москвы, где, найдя удобную точку, вы на все 360 градусов увидите этот старинный городской ландшафт.

04:44 Слово о Церкви и действии в Ней благодати Святого Духа.

Мы с вами только-только утром чествовали Николу Вешнего. Не передам, как отрадно сегодня было молиться в храме Всех Святых. Огромное стечение молящихся, как будто бы и не было злополучного карантина… Божественная Литургия, серебряная большая Чаша, нескончаемый поток причастников, пение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» — запричастный пасхальный стих. И на душе тишь и гладь и Божья благодать. Не было недовольных, разочарованных, Дух Божий носился над водами человеческих душ, и все мы самой жизнью осознавали, что Церковь есть Христово Тело, из многих живых членов Её составленное, из душ человеческих и телес, скрепляемых, соединяемых многоразличными составами и скрепами, и духовными жилами.

У апостола Павла в его послании на церковнославянском языке есть такие слова, которые адекватно не переведены на русский язык. Там, где дается определение Церкви как Христова Тела, сочлененного, связанного многоразличными составами и жилами, ещё находится выражение «осязанием подаяния»1 это Тело познается. Что это за «осязание» и какого «подаяния»? Рискну предположить, что «подаянием» является благодать Святого Духа, духа мира, любви, милосердия, смирения, духа радости. Многоразличная благодать как некий дар сообщена Церкви. То есть, когда мы с вами все вместе молимся, трудимся, предстоим Небесному Отцу, когда умом и сердцем призываем имя Искупителя, говоря: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», «Да святится имя Твое», — вот тогда наши сердца осязают, как бы ощупывают, чувствуют сверхчувственную благодать.

Действительно, «всяк дар совершен есть», и свыше он нам подается, но этот дар можно обнять, этот дар можно пощупать, так сказать, этот дар можно воспринять. У нас есть некое шестое чувство — дух, посредством которого мы осязаем дарованную нам благодать. Не будем ни в коем мере почитать, что это нечто чувственное — нет-нет! Мы догадываемся о том, что Божья благодать волнами веет и, как вот морская вода ласкает тело человеческое, так и благодать осеняет наши души.

По каким признакам мы исповедуем, осязаем наличествующую в Церкви благодать? «И верится, и плачется, и так легко-легко». Когда злые помыслы внезапно атакуют человека, он чувствует своего рода удушье, не правда ли? То же самое можно сказать в отношении нечистых помыслов, ранящих бессмертный человеческий дух. Помыслы раздражения и гнева как будто рвут на части нежные ткани души.

И напротив, когда мы примирительно, с благодарением, просто, с любовью во Христе общаемся и нам доставляет радость служить друг другу, вот тогда Божественная благодать нас освящает, осеняет, и мы догадываемся о том, что Сам Христос, Воскресший Спаситель, таинственно нам соприсутствует. На душе светло-светло, легко-легко. Это внутреннее состояние богообщения выражается всего лишь в двух словах: «Как хорошо». И с души нашей скатывается бремя тревоги, и в небесах мы видим невидимого Господа, и каждое мгновение становится значительным, над нашей главою раскрывается вечность. Хорошо бывает тогда помолчать. Почему, и в храме находясь, мы сразу неожиданно озираемся, если видим или слышим, что кто-то шушукается, говорит о чём-то в легкомысленном тоне, отчуждаясь от волн богослужения, от общественной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеческая и ничтоже в себе да помышляет»2. Нельзя отвлекаться на земное, когда входит Царь славы в сопровождении Небесных бесплотных Сил, когда мы готовимся с верой и любовью приступить к Святой Чаше и вкусить бессмертного Источника.

11:16 Слово о святителе Николае.

Вот сегодня, дорогие друзья, на Николу Вешнего — память перенесения мощей святителя Николая в Бари-град, — мы все получили от него этот подарок, этот дар. И я ещё вчера вечером говорил кому-то: «Будьте внимательны, раскройте ваши очи, отрешитесь от житейского, помолчите, чтобы святитель Чудотворец Николай не прошёл мимо вас, ведь он несёт в своём мешочке дары, сокровища Святого Духа — будьте готовы их воспринять. И, безусловно, Божественная Литургия приобщает нас к полноте, всё собою наполняющей, и является небесным даром нашего Искупителя чадам Матери Церкви, так что радость наша бывает исполнена, совершенна. Мы чувствуем себя облаженствованными, облагодетельствованными, умягченными и освящёнными Духом Святым и понимаем, что самый смысл нашего земного бытия — пошире раскрыть створки сердца, чтобы воспринять всего Христа, непостижимо и таинственно нам присущего, а значит, и святых его, которые светлым облаком осеняют воинствующую земную Церковь и делают нас причастными вечности.

13:17 Слово о расслабленном.

Я поздравляю вас, дорогие друзья, ещё и с новым воскресным днём милости Божией, Неделей о расслабленном, когда мы завтра услышим, как словом Своим, создавшим небо и землю, словом всемогущим — «Рече — и быша, повеле — и создашеся», — Христос, даже не прикоснувшись к несчастному, в течение тридцати восьми лет почти бездвижно лежавшему на одре болезни, восставил, воскресил его, уже онемевшую, окостеневшую, потерявшую всякую мягкость, эластичность, динамику, внутреннюю жизнь плоть, и тот, ощутив в себе совершенно невиданный для него приток сил, взял одр, на котором лежал, и быстро пошёл, сам не веря, что в его телесных членах циркулирует кровь, что руки и ноги ему послушны, что спина сгибается без мучительной боли и судорог, как это было все минувшие десятилетия.

«Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»3. Оказывается, нарушение нравственного закона, попрание невидимого для глаз, но столь явственного для сердца закона любви и правды Божией и является во многих случаях причиной наших внешних злоключений, бед и страданий. Лукавый как будто получает доступ к нам. Его наглость начинает ощущаться человеком, отклонившимся от путей Господни, отчуждившегося произвольно от покрова Божественной благодати. И ощущается эта сатанинская смертоносная разрушительная энергия прежде всего в клеточках нашего тела, в кровотоке, в нашем бренном телесном естестве.

«Не греши больше». Вот, дорогие друзья, простое и ясное, воистину Божественное слово, которое мы должны носить в своем сердце. Бойся Господа своего, ни за какие коврижки не покупайся, не продавайся на посулы сатаны, напротив, сопротивься ему умом, чувством, волею, употребляй бессильные усилия, чтобы только не танцевать под дудку лукавого духа, не принимать его внушения, изгонять его прилоги. Как говорит старец Силуан, нужно, чтобы наш человеческий ум боролся с умом сатанинским. Лукавый, конечно, сильнее и хитрее нас, но с нами Господь. В наше сердце невидимо и неслышно входит Господь, в спину дует тёплый ветер Божественной благодати, поэтому, когда мы говорим греху «нет» и соединяем с этим «нет» призывание имени Христова: «Иисусе, Иисусе, Иисусе Христе, очисти, помилуй, помоги!» — победа будет за нами, и уляжется ветер, и умолкнут волны, и водворится тишина великая4.

17:36 Стихотворение об исцелении расслабленного.

20:24 Ответы на вопросы:

21:38 Как бы Вы охарактеризовали дух нынешнего времени, чтобы по возможности избавиться от влияния этого духа?

/Дух сребролюбия, житейской суеты, стремления к комфорту и удобствам./

30:16 О «слёзках отрока Артемия» – роднике в метро «Новокузнецкая».

31:05 Слово о святом Симоне Кананите и его браке в Кане Галилейской.

32:25 Чем привлечь дочку (семнадцати лет) к учёбе, к дому? Полюбила она гулять на улице с друзьями, поздно возвращается.

/Читать нужно детям книги, Евангелие./

34:23 Тяготит общение с близкими друзьями, оно перестало быть полезным. Но не оставляет чувство вины, что я их бросила. Читала, что отстраняться от людей нужно не внешне, а внутренне. Избегать ли неполезного общения?

/Всё, что разрушает душу, неблагословенно. Если душа терпит ущерб, не должно идти в этом направлении. Вверьте их Промыслу Божию, а сами отстранитесь от них. Будьте мужественны и спокойны./

40:15 Бываю несдержан в эмоциях. Враг искушает или это самооправдание?

/И враг искушает, и самооправдание присутствует. Сдержанность – это умение никому не навязывать своих эмоций и не спорить с собеседником./

43:48 Слово о святых Кирилле и Мефодии.

45:36 Как понимать прошение: «Избави мя от кровей, Боже»?

/Речь идёт о раздражительности, обидчивости, гневливости./

46:59 Мы очень много ссоримся...

/Нет времени на ссоры и тщеславие. Нет ничего лучше, чем быть довольным и благочестивым, мирствовать духом./

49:04 Просьба об избавлении от одиночества.

/От одиночества избавляет Христос и Его Божественная благодать./

52:20 Как возгреть молитву, когда она затухает?

/Душа переменчива. Не расставайтесь с обращением ко Христу, и Он поможет./

54:56 Что делать, когда душа опускает крылья и бросает молитву? Человек стремится к Богу, а в жизни оказывается, что нужно не столько искать Христа, сколько наступать на горло собственной душе.

/Наступать нужно на эгоизм, эгоизм – это опухоль, разъедающая душу. Молитва – это не хрустальная туфелька, её нельзя бросить или разбить./

01:02:39 Слово о расслабленном. Христос Воскресе!


1 Еф. 4, 16.
2 Из песнопений литургии Великой Субботы.
3 Ин. 5, 14.
4 См.: Мк. 4, 39.
Икона: Святитель Николай Чудотворец.
Святитель Николай Чудотворец
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные