Нашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Святой пост в честь апостолов Христовых

Протоиерей Артемий Владимиров

Летний апостольский, или Петров, пост установлен был в глубокой древности в память святых апостолов Петра и Павла, которые, готовясь к проповеди Евангелия «по всем концам земли», налагали на себя пост, соединённый с сердечной молитвой. Нетрудно уразуметь, что апостольский пост является для нас, православных христиан III тысячелетия по Р. Х., напоминанием о весьма важных вещах!

Всякое дело Божие, особенно сопряжённое с душевной пользой людей, требует подготовки, как умственной, так и физической. Однако главным условием содействия Божией благодати ученику Христову остаются пост и молитва. Правильно и разумно сочетанные, они ограждают христианина от бесовских искушений; освобождают от самого влияния демонического на душу, которое может быть и не слишком заметным для неопытных в духовной жизни.

Сей <...> род, — говорил Спаситель о падших духах, — изгоняется только молитвою и постом1. Между прочим, всякому человеку, имеющему дело с людьми, постоянно вступающему в общение с ними, хорошо известно, сколько неожиданных препятствий, в том числе и психологических, поминутно возникает в ходе любого дела: это и человеческие амбиции, обиды, недоразумения, вплоть до потери доверия и взаимопонимания.

Апостолы Христовы учат нас своим примером облекаться в светлые ризы любви и премудрости, нравственной чистоты и духовной силы, добродетелей, матерью которых является пост, то есть разумное воздержание от всех излишеств в пище и питии.

Приметим, что служение апостолов было преимущественно словесным, их оружием, покорившим вселенную Христу, были собственные уста, помазанные силой Духа Божия! Но ведь и мы — существа словесные, и каждый христианин, но мысли святого апостола Петра, должен быть всегда готов дать отчёт о своем уповании2... И святой апостол Павел хочет, чтобы каждое слово наше было не пустым, но назидательным, и доставляло благодать слушателям3. Во многом именно самоограничение в пище, умение обуздывать ненасытное чрево (всегда провоцирующее нас на излишества, столь вредные для здоровья), искусство воздержания, святой пост содействуют силе слова. Простое и ясное, тёплое и прекрасное, оно имеет неотразимое воздействие на сердца ближних, если произносится во славу Господа Иисуса Христа.

Постник, просвещённый ведением закона Божия, исполняющий жизнью Христовы заповеди, чем более говорит, тем более обогащается внутренне; чем более расточает усилий в общении с людьми, тем более укрепляется духовно.

Соединили апостолы пост с молитвой — и во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя — глаголы их!4 Словом они поднимали с одра болезни расслабленных, возвращали слепым померкнувшее зрение, воскрешали мёртвых. Их слово могло быть карающим мечом для развратителей и хулителей веры, соблазнявших доверчивые и неумудрённые души. Тысячи людей, слыша вдохновенные слова святых Петра и Павла, умилялись сердцем, а главное, проникались горячей любовью к Спасителю мира Господу Иисусу Христу. Слово первоверховных апостолов было очищено седмерицею5, драгоценно паче злата и топазия6, слаще мёда7 для тех, кто с благоговением воспринимал его.

Да, мы не святые апостолы, даже не демосфены и цицероны, но мы ученики Слова Воплощённого! И в нас вселилась благодатная искра Божия, опочив в сердцах при свершении над нами таинства Крещения! Вооружимся же, братия, постом и молитвой, чтобы наше немощное человеческое слово, освящённое Духом Господним, стало обоюдоострым мечом, страшным для демонов, целительным бальзамом, любезным для людей, причиной веселия ангелов, содействующих нам в трудах доброделания.

Пусть наше слово, произносимое с чувством, с толком, с расстановкой, предварённое делами веры, в известный Богу час поставит нас одесную Вечного Судии... Пришествие Его свершится непременно, хотим мы этого или нет! Аминь.


1 Мф. 17, 21.
2 Ср.: 1 Петр. 3, 15.
3 См.: Еф. 4, 29.
4 Пс. 18, 5; Рим. 10, 18.
5 Ср.: Пс. 11, 7.
6 Ср.: Пс. 118, 127.
7 См.: Пс. 18, 11; 118, 103.
Икона святых апостолов Петра и Павла.
Святые апостолы Пётр и Павел
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Беседы в “Русском Доме”»