Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Проповедь о покаянии и первосвященнической молитве Господа. Непрестанное устремление нашего ума ко Христу есть первая ступенька ко спасению. Тот знает Бога, кто не расстается никогда с молитвой.

00:16:44
Память святых отцов семи Вселенских Соборов
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляем вас, дорогие братия и сестры, с днём воскресным, с причащением Святых Животворящих Христовых Таин и с продолжением праздника Вознесения Господня!

Мы сегодня воспоминаем подвиг великих святых отцов, преимущественно епископов Церкви Христовой, участников семи Вселенских Соборов, начиная от IV-го и кончая IX-м столетием. Созываемые по воле Святого Духа и инициативе благочестивых византийских императоров, Соборы ставили своей главной задачей ограждение Церкви, Её богооткровенного учения от посягательств лжемудрости – еретических измышлений, которые на каждом Соборе были отсекаемы мечом слова Божия как сухие ветви от всегда плодоносящего и вечно живого древа Церкви.

И сегодня, в день памяти святых отцов, мы слышали так называемую первосвященническую молитву, собеседование Иисуса Христа с Отцом Небесным на Тайной Вечери. Подняв горе́ Свои очи, Христос говорил со Отцем и просил, дабы ученики Христовы были едины, единомысленны, единодушны, хранили единство духа в союзе мира1.

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня2.

Как Мы с Тобою, Отче, едины по Божеству, так и они, ученики Мои, да будут едины между собою в единомыслии и любви. Эти слова всего прежде и относятся к святым великим богословам прошлого, подвижникам благочестия, которые, очистивши умы и сердца от всякой скверны плоти и духа, получили от Господа Бога благодатную способность и талант истины веры, открытой нам, формулировать в чеканных, филигранных, математически точных изречениях, запечатленных святыми семью Соборами.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа3.

На этой первосвященнической молитве Христос Спаситель изрек: «Да знают ученики Мои Тебя, единого Бога, и Егоже послал в мир Единородного Сына – Иисуса Христа. Сие знание есть жизнь, вечная жизнь с избытком». Это слова Богочеловека, Боговоплощенной Истины, и нуждаются они, эти слова, в осмыслении.

Жизнь вечная, блаженство, спасение есть не что иное, как знание единого истинного Бога Отца и посланного Им в мир Единородного Сына – Иисуса Христа. Средство и способ обретения вечной жизни — познание Отца и Сына и Святого Духа. И каждый из нас призван всего прежде обратить свою мысль, утвердить внимание, устремиться всем существом к Святой Троице, запечатлеть истину Её в уме своём.

Кто хочет обрести всегдашний союз с Богом, да знает Бога Своего, а знать Его — значит веровать Ему, Всесвятому, Всепремудрому, Всеблагому Творцу неба и земли, Тому, Кто ради нас стал Человеком и, воплотившись, победил смерть воскресением. Непрестанное устремление нашего ума ко Христу и есть первая ступенька ко спасению. Напротив, постоянная рассеянность, помрачение ума, отвращение душевных сил от Христа, забвение Бога есть ступенька вниз, ведущая ко страданию, к вечной погибели.

Однако для того, чтобы знание о Боге стало знанием Самого Бога, необходимо, устремив ум и сердце ко Христу Искупителю, ещё и призывать Его святое имя, потому что наш ум весьма слаб, колеблем, удобоподвижим: часто не он владеет собственными мыслями, а мысли владеют умом, притом настолько, что самый ум лишается способности сосредотачиваться на чём-либо, будучи наподобие челнока увлекаем, постоянно рассеиваем волнами помышлений.

Для того, чтобы ум утвердился в Боге, для того, чтобы мы всегда памятовали об Отце Небесном, чувствовали на себе пристальный, любящий и строгий взор Христа Искупителя, мало помнить о Нем, нужно молиться Творцу и на всякий день и час призывать Его святое имя. Но опыт показывает, насколько это нелегкое дело. Нелегкое потому, что сердце, заполонённое страстями — гордости, себялюбия, раздражительности, нечистоты, уныния, тщеславия, сребролюбия — самому уму препятствует тянуться к Творцу.

Вот почему молитва, усугубленная нашим вниманием, сосредоточением мысли на Боге, должна оплодотворяться покаянием — то есть самоукорением, сознанием своей слабости, немощи, недостоинства, нечистоты, внутренним исповеданием греха. Неслучайно это обращение в молитве к Иисусу Христу всегда завершается, по научению Церкви, покаянием: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот тот проводник, тот канал, по которому благодать Господня струится, животворит и освящает человеческое сердце, наполняя его бессмертием и блаженством.

Все силы ада восстают на христианина, только бы он не справился с поставленной пред ним задачей, только бы он перестал каяться, потерял самосознание грешника, нуждающегося в Божественном помиловании, оправдании и милости. И немало людей, которые, как кажется, верят в Бога, однако не каются пред Ним, впадая в многоразличные лжеучения, самообольщение. Потому что наш Бог есть Бог только кающихся, Спас поневоле согрешающих, но желающих собственного исправления.

Покайтесь, говорит Слово Божие, и веруйте в Евангелие4. Пред Богом единый кающийся грешник дороже девяноста девяти мнимых праведников, зачерствевших в самолюбии, в ослеплении своей души. Много трудится лукавый, чтобы выкрасть у нас из сердца бисер покаяния. И если преуспеет в этом, то и всякая молитва смолкает в человеческой душе, потому что единое покаяние имеет благодатную силу обновлять силу Божию в человеческой душе. Всякая иная молитва быстро пересыхает, как ручей, если душа теряет трепетное сознание своего недостоинства пред лицем Божиим.

Ну а когда смолкает молитва, когда христианин уже не славословит Творца, не обращается к Нему во всякой нужде, когда теряет он дыхание жизни — молитву, тогда и ум помрачается, ослепляется, и лукавый как хищная птица налетает и выклёвывает из недр души семя памятования о Боге, о том, что есть Господь, Творец, Спаситель и Судия. И, достигнув своего, омрачив человеческий ум, падшая сила внушает человеку, будто бы он сам справится со своею жизнью, будто бы и нет Того, Кому до́лжно дать отчет, нет Того, Кто, простирая нам со Креста Свои руки, изливает жизненно необходимую помощь в борьбе с грехом. Забвение о Творце, отвращение от умного Солнца Правды является потерей Божьей благодати.

Коснея в мнимой самодостаточности, гордостном самоутверждении, упоении тщеславием, бедный грешник — каковы все мы — впадает уже во все тяжкие. Нет уже преграды, которая воспрепятствовала бы грязному потоку блудных грехов, грехов жестокосердия и всякого непотребства, грехов языка овладеть человеком.

Итак, жизнь вечная начинается с веры во Всемогущего и Всеблагого, продолжается чрез устремление ума и сердца к Отцу Небесному, Который, пребывая вне созданного Им мира, подаёт нам благодатную помощь, если только мы устремляем к Нему мысленный взор. Продолжается, спеет, зреет вечная жизнь, когда, согласившись, что Бог есть, согласившись с Божьим откровением, приняв на веру Им открытые истины о Нём Самом, о сотворенном Им мире, о смысле человеческой жизни, душа начинает молиться, докучать Творцу, призывать Его святое имя. И чем более в этом преуспевает, тем более ощущает свою нужду в помощи Божией, привлекаемой молитвенным воззванием к Творцу, лучшим из которых является призывание имени Иисуса Христа.

Если мы подкрепляем молитву внутренним покаянием, всегда себя зазираем, осуждаем, распинаем на кресте собственную гордость, признаем пред лицем Господа ошибки, просим Его дать нам силы к исправлению, — вот тогда благодать Христова светлыми потоками льется в наше сердце, вымещает гнездящиеся в нём страсти, насаждает Христовы добродетели — смирения, чистоты, рассудительности, любви, долготерпения, кротости, радости, мира, благодарения — и христианин ощутительно носит, осязает в себе самом вечную жизнь, которая есть соприсутствие нам благодати Духа Святого.

Дабы жизнь вечная была зачата и спела, созревала в нашей душе, мы каемся, причащаемся, собираемся на Божественною Литургию, а, выходя из Божьего храма, не выпускаем из рук эту златую ниточку тайной, сердечной, кроме Ангелов Божиих никому не заметной молитвы к Иисусу Христу, соединенной с мысленным покаянием пред Его очами и всегдашним испрашиванием Его благодатной помощи.

Вот те наука из наук и искусство из искусств, которые доносят до нас святые отцы — провозвестники православия, сказавшие: «Тот богослов, кто чисто молится». Тот знает Бога, чьё сердце мало-помалу становится обителью Живого Бога, кто не расстается никогда с молитвой, предоставляя Божией благодати освятить и душу, и тело и соделать нас сосудами златыми. Возвести нас в меру полного возраста Христова5, сделать нас мужами, уготованными на всякое благое дело6, теми, кто заслуживает от Господа наименование тружеников, израбатывающих молитвой и покаянием спасение собственной души.

Ещё раз поздравляем вас с праздником! Напоминаю вам, дорогие братья и сестры, какие торжественные, глубоко значимые дни мы переживаем: остается одна седмица до праздника Святой Троицы, когда Дух Святой снизойдет на Церковь, дабы найти души, готовящиеся к Его пришествию. Сохрани всех нас Господь и Матерь Божия.


1 Еф. 4, 3.

2 Ин. 17, 21.

3 Ин. 17, 3.

4 Мк. 1, 15.

5 Еф. 4, 13.

6 Ср.: 2 Тим. 2, 21.

Икона святых отцов семи Вселенских Соборов.
Святые отцы семи Вселенских Соборов
декоративная горизонтальная черта
Проповедь