Из глубокой древности доходит до нас обычай усиленной молитвы во времена эпидемий, которые случаются ежегодно. Вспомним историю Константинополя: тогда люди ничего не знали ни о вирусах, ни о том, как распространяется инфекция, но всегда обносили вокруг стен Константинополя Древо Господне, и эпидемии всегда утихали, моровые поветрия исчезали. Мы до сих пор сохранили этот праздник – изнесение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня.
И Россия очень богата свидетельствами о благодатном истреблении инфекции через обращение к чудотворным иконам Богородицы. Чего стоит свидетельство XVIII века о Донской иконе Пресвятой Богородицы! К ней запретили было доступ народа, когда в Москве распространилась чума. Однако народ выразил свой праведный гнев маловерному архиерею, и после обнесения кварталов, заражённых чумой, болезнь исчезла совершенно. Донская икона и теперь почитается как одна из святынь.
Как не пожалеть бедную дехристианизированную Европу (Францию, Италию, Испанию), где закрываются католические храмы, в знак безблагодатности всего, что в них свершается! Напротив, наш народ всегда с удвоенной энергией веры и любви прибегал к Таинствам, возлагая надежду на Господа и Его благодать, при соблюдении необходимых человеческих мер предосторожности в быту.
А мы с вами, приступая к Святой Чаше, чаем восприять тот несотворённый свет, энергию Божественной благодати, которая некогда была созерцаема чистыми духовными очами святителя Григория Паламы. Христиане названы сынами света именно потому, что имеют в себе Христа, живущего и действующего. Приобщаясь Святых Христовых Таин, мы вступаем в теснейшее единение с нашим Учителем и Господом. Божественный свет просветляет наши мысли, избавляет от назойливых помыслов, очищает ум от мечтаний во время молитвы. И призывая имя Христа, мы чувствуем Божественную поддержку и прилив благодатных сил к исполнению всего необходимого, что внушает нам совесть.