Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Паси овец Моих...»

Проповедь на евангельское чтение «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» о связи между любовью ко Христу и пастырским служением. Не подобает пастырю превозноситься над стадом, но должно пасти его самоохотно.

00:10:51
«Паси овец Моих...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём преподобного Феодосия, ведшего общежительное житие в своей Лавре неподалеку от Иерусалима, великого учителя всех иночествующих новозаветной Церкви.

И воспоминаем сегодня1, как Спаситель, трижды обратившись к Симону Петру, восстановленному в апостольском служении в награду за его покаяние и слёзы, пролитые после ночного отречения, говорил ему: «Паси овец Моих». А прежде вопрошал: «Любишь ли ты Меня?» Из этих вопроса и повеления становится ясно, что любовь ко Христу лежит в основе и пастырства, и всех воспитательских трудов, и учительства – всего того, что взаимно связует старших и младших, взрослых и детей, пастырей и пасомых, учителей и учеников. И остаётся только вникнуть, какова же эта связь между любовью ко Христу и попечением об овцах Христовых.

Замечательно, что Спаситель говорит Петру: «Паси овец Моих», но не говорит ему: «Паси овец своих». Действительно, мы, священники, иногда промеж собою, а то и про себя называем своими чадами, мое чадо – думая о той или иной душе, между тем как, наверное, куда вернее, помышляя о бессмертных человеческих душах, не усваивать никакого собственничества в отношении этих богоподобных существ, искупленных Кровью Господа Иисуса Христа, а прежде сотворённых по образу и подобию Божию. И, соответственно, приближаясь к ним с добрыми целями и намерениями, мы призваны видеть в них не своих, а Христовых учеников, как говорил апостол Павел: вы Божия нива2 и Божие стяжание, мы лишь приставники, садовники – те, кто взрыхляют, окучивают, поливают, а взращивает Бог.

«Симоне Ионин, любиши ли Меня?» – вопрошает Спаситель, сама правда и любовь, взирая глубоко в сердце смиренного своим падением Симона Петра. «Ты веси, Господи, яко люблю Тя», – великий ответ великого ученика. Действительно, любовь Симона ко Христу, в отличие от Иуды, свершившего свой страшный поступок, прежде всего проявилась в глубоком, искреннем, безвозвратном покаянии, свидетельством и доказательством чего были пролитые Петром горячие слёзы, которые, по преданию, он до конца дней своих имел на щеках. «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя», – сказать так может только тот человек, который тщится исполнять волю Любимого, исполнять заповеди Спасителя. Ибо мы ничем не можем доказать свою любовь ко Господу и ничем не можем проверить степень своей любви, как только решимостью, желанием, усердием, усилием всегда содержать в уме и в сердце заповеди Божии, исполнять закон правды и любви.

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

«Ты знаешь, Господи! Ты вся знаешь, яко люблю Тя».

Все заповеди сводятся, по существу, к одной – устремлении к Нему, Создателю, Спасителю и Судии нашему, умом, сердцем, крепостью, всем существом. Любовь к Спасителю явлена бывает в молитвенном нашем устремлении к Богу. Любовь к Богу проявляется в памятовании о Нём, нежелании расставаться с Ним ни на минуту, в желании сокрыть в уме и сердце Его имя для того, чтобы всегда призывать его, и, таким образом, пребывать в покаянии, молении, прошении, благодарении, иными словами, в общении со Спасителем, как говорил Его любимый ученик: мы имеем общение с Сыном Божиим во свете Его благодати и любви3.

Итак, человек, который стремится идти означенной дорогой, находясь в союзе с Богом, познаёт себя самого, познаёт свое падшее естество, познаёт присутствие в себе образа Божьего, чает восполнить недостающее и обогатиться от Христа Его Божественными совершенствами – смирением, кротостью, чистотой и любовью. И, таким образом, познаёт главную и существеннейшую потребность нашей природы, которая есть потребность в благодати Святого Духа. Любящий Христа смотрит на овец Христова стада совсем иными глазами, чем равнодушный ко Христу или не любящий Его, потому что видит в них это благородство происхождения, понимает, какую существенную нужду человек имеет в очищении от грехов, понимает, как и в каком порядке ему бороться со страстями, понимает, что главная потребность человеческого духа – в молитве, и чрез молитву – в черпании Божественной благодати.

Любящий Христа Симон, вновь ставший Петром, в своих посланиях будет свидетельствовать о том, как он прекрасно уразумел задание и заповедь, трижды ему данную: «Паси овец Моих» – постольку поскольку будет говорить о том, что не подобает пастырю превозноситься над стадом, но должно пасти его не с принуждением, то есть самохотно – в отношении пастыря – а не из-под палки заставлять себя заниматься пастырскими трудами, из любви ко Христу, а не по другим каким-то причинам. Не должно пасти стадо из видов гнусного прибытка и корысти, но желая представить стадо Христу, как невесту Жениху.

Ну а мы с вами, готовясь к воскресному дню, будем проверять и перепроверять свою собственную душу, с тем чтобы взращивать по крупицам, по крохам любовь к Спасителю и, таким образом, упасти овцу стада Христова – свою собственную душу, с чего и начинается всякое деятельное служение в отношении к ближним.


1 Ин. 21, 15 – 25.
2 1 Кор. 3, 9.
3 Ср.: 1 Ин. 1, 3 – 7.
Картина Ивана Блинова «Симоне Ионин, любиши ли Мя?», 1919 год.
Иван Блинов. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» 1919
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные