Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Паси овец Моих...»

Проповедь на евангельское чтение «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» о связи между любовью ко Христу и пастырским служением. Не подобает пастырю превозноситься над стадом, но должно пасти его самоохотно.

00:10:51
«Паси овец Моих...»
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём преподобного Феодосия, ведшего общежительное житие в своей Лавре неподалеку от Иерусалима, великого учителя всех иночествующих новозаветной Церкви.

И воспоминаем сегодня1, как Спаситель, трижды обратившись к Симону Петру, восстановленному в апостольском служении в награду за его покаяние и слёзы, пролитые после ночного отречения, говорил ему: «Паси овец Моих». А прежде вопрошал: «Любишь ли ты Меня?» Из этих вопроса и повеления становится ясно, что любовь ко Христу лежит в основе и пастырства, и всех воспитательских трудов, и учительства – всего того, что взаимно связует старших и младших, взрослых и детей, пастырей и пасомых, учителей и учеников. И остаётся только вникнуть, какова же эта связь между любовью ко Христу и попечением об овцах Христовых.

Замечательно, что Спаситель говорит Петру: «Паси овец Моих», но не говорит ему: «Паси овец своих». Действительно, мы, священники, иногда промеж собою, а то и про себя называем своими чадами, мое чадо – думая о той или иной душе, между тем как, наверное, куда вернее, помышляя о бессмертных человеческих душах, не усваивать никакого собственничества в отношении этих богоподобных существ, искупленных Кровью Господа Иисуса Христа, а прежде сотворённых по образу и подобию Божию. И, соответственно, приближаясь к ним с добрыми целями и намерениями, мы призваны видеть в них не своих, а Христовых учеников, как говорил апостол Павел: вы Божия нива2 и Божие стяжание, мы лишь приставники, садовники – те, кто взрыхляют, окучивают, поливают, а взращивает Бог.

«Симоне Ионин, любиши ли Меня?» – вопрошает Спаситель, сама правда и любовь, взирая глубоко в сердце смиренного своим падением Симона Петра. «Ты веси, Господи, яко люблю Тя», – великий ответ великого ученика. Действительно, любовь Симона ко Христу, в отличие от Иуды, свершившего свой страшный поступок, прежде всего проявилась в глубоком, искреннем, безвозвратном покаянии, свидетельством и доказательством чего были пролитые Петром горячие слёзы, которые, по преданию, он до конца дней своих имел на щеках. «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя», – сказать так может только тот человек, который тщится исполнять волю Любимого, исполнять заповеди Спасителя. Ибо мы ничем не можем доказать свою любовь ко Господу и ничем не можем проверить степень своей любви, как только решимостью, желанием, усердием, усилием всегда содержать в уме и в сердце заповеди Божии, исполнять закон правды и любви.

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

«Ты знаешь, Господи! Ты вся знаешь, яко люблю Тя».

Все заповеди сводятся, по существу, к одной – устремлении к Нему, Создателю, Спасителю и Судии нашему, умом, сердцем, крепостью, всем существом. Любовь к Спасителю явлена бывает в молитвенном нашем устремлении к Богу. Любовь к Богу проявляется в памятовании о Нём, нежелании расставаться с Ним ни на минуту, в желании сокрыть в уме и сердце Его имя для того, чтобы всегда призывать его, и, таким образом, пребывать в покаянии, молении, прошении, благодарении, иными словами, в общении со Спасителем, как говорил Его любимый ученик: мы имеем общение с Сыном Божиим во свете Его благодати и любви3.

Итак, человек, который стремится идти означенной дорогой, находясь в союзе с Богом, познаёт себя самого, познаёт свое падшее естество, познаёт присутствие в себе образа Божьего, чает восполнить недостающее и обогатиться от Христа Его Божественными совершенствами – смирением, кротостью, чистотой и любовью. И, таким образом, познаёт главную и существеннейшую потребность нашей природы, которая есть потребность в благодати Святого Духа. Любящий Христа смотрит на овец Христова стада совсем иными глазами, чем равнодушный ко Христу или не любящий Его, потому что видит в них это благородство происхождения, понимает, какую существенную нужду человек имеет в очищении от грехов, понимает, как и в каком порядке ему бороться со страстями, понимает, что главная потребность человеческого духа – в молитве, и чрез молитву – в черпании Божественной благодати.

Любящий Христа Симон, вновь ставший Петром, в своих посланиях будет свидетельствовать о том, как он прекрасно уразумел задание и заповедь, трижды ему данную: «Паси овец Моих» – постольку поскольку будет говорить о том, что не подобает пастырю превозноситься над стадом, но должно пасти его не с принуждением, то есть самохотно – в отношении пастыря – а не из-под палки заставлять себя заниматься пастырскими трудами, из любви ко Христу, а не по другим каким-то причинам. Не должно пасти стадо из видов гнусного прибытка и корысти, но желая представить стадо Христу, как невесту Жениху.

Ну а мы с вами, готовясь к воскресному дню, будем проверять и перепроверять свою собственную душу, с тем чтобы взращивать по крупицам, по крохам любовь к Спасителю и, таким образом, упасти овцу стада Христова – свою собственную душу, с чего и начинается всякое деятельное служение в отношении к ближним.


1 Ин. 21, 15 – 25.
2 1 Кор. 3, 9.
3 Ср.: 1 Ин. 1, 3 – 7.
Икона: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?»
«Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные