• Система Orphus

Пастырь и его семья

Протоиерей Артемий Владимиров

У англичан есть замечательная поговорка: “Charity begins at home” – милосердие начинается дома, то есть со своей собственной семьи. Семья для священника является школой воспитания чувств, взращивания и душе драгоценного растения – милосердия. Все ли мы помним повеление Апостола: мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы1; обращайтесь [с ними] благоразумно... как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни2?

Лишь вступившие на стезю супружества знают, как нелегко осуществить на деле завет святителя Феофана Затворника, который свидетельствует: “Вся тайна супружества состоит в том, чтобы десять лет спустя свадьбы относиться к жене столь же нежно, как и в день венчания”.

Труднее всего оказывается сохранить страх Божий, то есть благоговение и скромность в общении со сродниками. Как часто дух раздражительности, крайней неучтивости, если не грубости вселяется в супругов, совершенно скрадывая действие благодати венчания! Чувства мужа и жены иногда скудеют до такой степени, что само общение выражается в кратких, обрывистых фразах, междометиях, словах, произносимых небрежно и нечленораздельно.

Правое устроение души священника побуждает его быть пастырем прежде всего для собственной супруги. Сколь редкое, но сколь великое приобретение для него – раз навсегда усвоенный тихий и размеренный, спокойный и учтивый тон общения с матушкой. Истинный духовный авторитет мужа зиждется не на внешнем господстве над спутницей жизни, но выявляется в молитвенности сердца, даре рассудительности, умении снисходить к жене в её немощах, уступать тогда, когда это не вредит делу спасения души.

Воспомянем праведного Филарета: он кротким словом назидания мог успокоить свою супругу Феозву, вовсе не всегда вдохновлявшуюся примерами его жертвенного милосердия, которое, казалось, не было сообразовано с потребностями и нуждами семьи.

Уместно ли современным пастырям сегодняшнего дня буквально пользоваться советами Домостроя относительно вразумления супруги, когда и жёны не смиренны, и мужья не имеют ни благородства, ни величия?

 


1 См.: Кол. 3, 19.

2 1 Пет. 3, 7.

Фото отца Артемия Владимирова с матушкой Еленой.
Отец Артемий Владимиров с супругой – матушкой Еленой
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Евангельское милосердие в жизни пастыря»