Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Почему Божья сила осязаемо не действует в нас?

Проповедь после молебна с акафистом святому Алексию, человеку Божию. Почему мы не чувствуем крылья за спиной так часто, как бы нам хотелось, не чувствуем, не осязаем благодатной поддержки свыше, как осязали святые? Есть три причины – тайная гордость или отсутствие смирения перед Богом; мнимая праведность, недостаток покаяния и недостаток доброты, милости.

00:14:40
Почему Божья сила осязаемо не действует в нас?
Протоиерей Артемий Владимиров

По средам вечером мы с вами свершаем акафист пред покровителем нашей обители, преподобным Алексием, и знаем, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поэтому относимся к нему как к живому во Христе Воскресшем, присущему нам, тому, кто нас видит и слышит, и имеет дерзновение пред Богом ходатайствовать за каждую христианскую душу, не только пред иконой стоящую, но и отсутствующую – душу, о которой мы молитвенно просим.

И всякий раз, когда мы читаем этот акафист, удивляемся многострадальному житию святого Алексия, которому даже коврик такой вот никто никогда не постилал. Но он не без внушения свыше, не иначе как призываемый Духом Святым, не по своему изволению выбрал странническое житие, оставив элитную квартиру на Латеранском холме, – никто из нас в таких квартирах не живёт. Те, кто живут в таких условиях, в храм практически не ходят, потому что у них домовые храмы во дворцах.

И, что самое удивительное, приведённый тем же Духом Святым в родной дом, он не спешил открыться своим домочадцам. Как же это так он поступил? Безусловно, это для нас не пример, каждый из нас призван, напротив, домочадцам воздавать любовью, вниманием, облегчать их жизнь, что и легко, и трудно, трудно потому, что эгоизм всячески нам мешает проявлять христианскую любовь.

Но как же это можно было так поступить? В акафисте мы находим ответ на это странное, необычное, однако Богу угодное поведение. В акафисте сказано, что Дух Святой снизошёл на домочадцев, едва лишь только душа праведного Алексия вошла в лучший мир. И невеста, сохранившая свою верность, восприяла ещё в этой жизни спасение, то есть Воскресший Спаситель видимо явил Свое присутствие её душе. И отец Алексия, человека Божия, был славен и у людей, и у Бога за то, что воспитал сына, молитвы которого за весь мир принимает Господь. И мама поняла, что предпослала себе и всем сродникам ангела на небесах.

Одним словом, доверять нужно Промыслу Божию и духом черпать от святого Алексия дары Божьи, первейший из которых – это сердечный мир, который рождается от совершенной надежды на Христа Воскресшего. У нас как раз этого сердечного мира не хватает, по нашему маловерию и другим причинам. Мы всё время переживаем, волнуемся, мятемся, тревожимся, паникуем, – почти что обычное состояние для большинства из нас. Печалимся, унываем, сердимся, когда что не так. Не дай Бог, теряем вообще надежду на лучшее, отдавая себя в лапы депрессии, отчаяния. И всё это проистекает именно потому, что мы полагаем себя одинокими в этом мире, предоставленными самим себе, представляем себя пловцами, которые борются против бурного течения и вот-вот пойдут ко дну: и никому мы не нужны, и никто нам не помогает…

Но на самом деле всё обстоит иначе с нами, потому что есть Сын Божий, спасающий нас. И находится Он не просто неподалеку от нас, а пребывает с нами, в нас пребывает. И силы Его благодатные таинственно действуют в нашем сердце.

А если они не действуют, что делать? Тогда нужно подумать, почему эта сила Божья не являет себя осязаемым образом в нашей жизни? И ответ мы обязательно найдём. Даже есть три ответа на вопрос, почему мы не чувствуем крылья за спиной так часто, как бы нам хотелось, не чувствуем, не осязаем благодатной поддержки свыше.

Первое: тайно надеемся на свои силы, тайно гордимся своими преимуществами, тайно тщеславимся перед другими. «Как молоды мы были, как верили в себя», – пел почивший Александр Градский, христианин, отошёл в мир иной не без веры. Но песня отражала ментальность того времени.

Вторая причина: каким-то образом умудряемся думать о том, что мы не хуже других. Это у нас проявляется иногда в таком вопросе: «Почему мне такое выпало? За что мне эти искушения? Все живут как люди, а у меня всё не так. Чем я уступаю прочим?»

А третья причина – раздражительность. Очень легко мы начинаем негодовать, осуждать. «И вообще, где вокруг люди воспитанные, тактичные, деликатные, любящие, с которыми мне было бы приятно общаться?» Как был такой Диоген – ходил по главной площади Афин днём с зажженной свечой и спрашивал: «Покажите мне человека, ищу человека, с которым можно было бы поговорить по душам». И не находил.

И вот эти три причины – тайная гордость или отсутствие смирения перед Богом; мнимая праведность, недостаток покаяния и недостаток доброты, милости, приводят к тому, что Божья благодать не действует в нас, ожидая, пока человек смирится пред Богом до сознания собственного ничтожества: «Господи, Ты воззвал меня в эту жизнь из небытия». Действительно, Адам был слеплен руками Божьими из персти земной, воззван из небытия. И каждый из нас, по удостоверению Священного Писания, действительно сотворён из ничего. Соответственно, прав будет тот, кто утром или вечером вспомнит и скажет: «Господи, я пред Тобою ничто. Ты сотворил меня. Ты – всё моё, а не нечто, а я ничто, я просто пылинка, былинка, не просто былинка, а ещё и человек самый грешный в Твоих очах!»

Действительно, Священное Писание учит нас верить, что все вокруг нас праведнее нас, правильнее нас, а вот я и есть первый на земле грешник, настолько мои ошибки и заблуждения превозмогают недостатки окружающих людей. Только наивные, духовно слепые люди говорят: «Батюшка, я теоретически готова признать, что я грешная паче всех. Но в реальности, когда смотрю вокруг себя, я прекрасно знаю, кто тут грешнее меня...»

И последнее. Уверовать в свое ничтожество: «Господи, я пред Тобою ничто. Господи, не просто я ничто пред Тобою, но ещё и паче всех грешный человек», и при этом возлюбить нужно Господа всей душой, всем помышлением и видеть в людях образ Божий, относиться милостивно, человеколюбиво ко всем без исключения.

Если выбрать для себя такую философию и стараться довести это не просто до ума, но до сердца: «Я – ничто, Господи, но Ты – мое всё, помилуй меня. Я, Господи, паче всех грешный, но у Тебя милости больше, Ты искупил весь мир. Прости меня, Господи, научи меня возлюбить Тебя всей душой, всем помышлением и научи меня всех жалеть, всех миловать, ни на кого не раздражаться. По крайней мере, видеть, что домочадцы мои – это сущие двуногие ангелы. И каждому из них научи меня воздавать подобающую честь», – то, чуть только в нас водворится такой образ мыслей – будем ждать чудес, потому что Божья благодать сотворит всё хорошее с нами, и вся полнота земных и небесных благ, а всего прежде – прощение наших грехов, дарование нам Божественной помощи, содействия во всех земных делах и открытый путь на небеса молитвами святого Алексия, человека Божия, который именно так и веровал во Христа, – тотчас всё это нам будет дано.

На этой мажорной ноте давайте завершим подвиг сегодняшней молитвы. Все очень устали – мы молились один час сорок пять минут, это очень много для современных людей. Не забудьте вечером чайку попить, с чабрецом желательно, нервным – мятного чая. Очень хорошо из ромашки заварить чай – это помогает по-человечески относиться к домашним. Сейчас, кто желает, пожалуйста, подходите к иконочке, и я вас помажу маслицем во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Икона: Святой Алексий, человек Божий.
Святой Алексий, человек Божий
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные