Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







«Отчего вы печальны?»

Сердце, отступающее от Господа по маловерию, по пристрастию к земному, не может не находиться в печали. Почему? Потому что оно, сердце, создано единственно для того, чтобы быть обителью Святого Духа.

00:09:40
«Отчего вы печальны?»
Протоиерей Артемий Владимиров

Мы вступаем с вами, дорогие, в «пёструю» седмицу, открывающуюся чтением о блудном сыне. Но поговорим сегодня о евангельской истории воскресного дня1.

Неузнанный до времени Лукой и Клеопой воскресший Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, подавленным событиями предшествующих дней, вопрошает: «Отчего вы печальны?». И эта печаль претворилась в совершенно иное, возвышенное Божественное просветление, когда Спаситель приводил на память Луке и Клеопе изречения из Писания, свидетельствовавшие о Его воскресении. И впоследствии оба апостола свидетельствовали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?». Горело особым прикосновением благодати Божией, горело – то есть было возвышенно и восторженно, как будто исторгнуто из тёмной области страстей. Так горела некогда купина, из среды которой Бог говорил с Моисеем.

А мы вернёмся к вопрошению Спасителя: отчего печальны? Ведь всем нам хорошо известно это тяжёлое, безотрадное и неугодное Богу состояние печали, состояние, которое характеризуется помрачённостью ума, отягощённостью или прилеплённостью сердца к земному, то состояние, когда человек едва ли молится и, не дай Бог, отдаётся угнетающим его помыслам, которые могут увлечь маловерного в сущую тьму отчаяния.

Святые отцы различают состояние печали по причинам, её вызывающим. И, говоря кратко, скажем, что сердце, отступающее от Господа по маловерию, по пристрастию к земному, не может не находиться в печали. Почему? Потому что оно, сердце, создано единственно для того, чтобы быть обителью Святого Духа. Сердце, по замыслу Творца, должно быть вместилищем Божества – вот его единственное и истинное предназначение. Как киот для иконы, как драгоценный сосуд для мира, так сердце для Бога. Для Бога одного.

И поэтому не ошибёмся, если скажем, что отступление ума, а затем и чувств от Спасителя, обращённость сердца долу, к земле (вспомним завет Церкви: горе́ имеим сердца2), срастворённость сердца и всего существа человека с тем, что он видит глазами, слышит ушами, обоняет ноздрями – всё это является источником той тяжести, той примрачности, которая именуется печалью.

И видим, что человеколюбивый Спаситель не позволил ученикам слишком долго быть погружёнными в эту печаль, но Он обратил к ним псаломское и пророческое слово. И как некогда говорил на Тайной Вечери ученикам: «Вы уже очищены через слово»3, так и здесь очистил сердца Луки и Клеопы словом, исходящим из уст Своих. А завершил это врачевание преподаянием Божественной Евхаристии, как считают святые отцы о вечери в Эммаусе.

Спаситель стал невидим, но Он оставил Луку и Клеопу с горящими, пламенеющими Духом Святым сердцами. Они не только были утешены, не только забыли свою печаль, но почувствовали в себе такую энергию жизни, что, забыв об усталости, тотчас вознамерились вернуться в Иерусалим с единственным желанием – поделиться сокровищем, которое обрели во встрече с воскресшим Спасителем, со своими товарищами.

Прекрасно, что это повествование встречает нас в канун воскресного дня, когда мы готовимся к Божественной Евхаристии, когда мы будем напитывать и уже напитываем своё сердце словом Божиим чрез святое богослужение. А нам остается только молиться о том, чтобы не допускать до сердца никакой земной печали, а значит, ни умом, ни чувствами, по возможности, не срастворяться с вещественным миром, как мы просим в вечерней молитве Богородицу, чтобы Она избавила нас от слияния с этим миром. Потому что погруженность нашей души в земное неизбежно (хотим мы этого или нет) оборачивается её отягощением.

И хотя нам должно пребывать в этом мире и нести свой крест, но взаимообщение с ним должно быть растворено нашей всегдашней обращенностью, собеседованием, молитвою, направленной к Воскресшему Спасителю. Тогда мир не будет пленять нас, не будет цеплять нас, но мы сможем, во славу Господа свершая внешние наши дела, веселиться и радоваться о Бозе и Спасе нашем. Аминь.


1 Лк. 24, 13 – 35.
2 Возглас Евхаристического канона.
3 Ин. 15, 3.
Фреска: Явление Христа Луке и Клеопе, М. Нестеров.
Явление Христа Луке и Клеопе. М. Нестеров
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные