Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Покаяние – основа богопознания

Третья беседа из цикла «Духовное образование». Только в том случае церковные дисциплины и отдельные отрасли богословской науки лягут как влага, снисходящая вместе с утренней росой на ожидающую этой росы почву, если мы, в глубинах нашего сердца осознав себя учениками, будем исповедовать собственную омрачённость, нечистоту, греховность, и всегда мысленно припадать к стопам нашего безгрешного Учителя Христа со словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

00:10:49
Покаяние – основа богопознания
Протоиерей Артемий Владимиров

Вновь мы встречаемся с вами, дорогие друзья!

И напоминаю вам, что главная тема этих встреч – необходимость получения каждым из нас всестороннего, глубокого, всеобъемлющего духовного образования. И сегодня на ум и на сердце легли слова святого апостола Петра в его Послании:

«... Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

(2 Пет. 1, 5 – 11).

Апостол говорит о том, что научение в вере, взросление христианина в Духе Святом не свершается только в единственном случае: если тот закрыл свои глаза, заткнул свои уши (я пересказываю мысль апостола своими словами) и забыл о покаянии.

Действительно, медная стена, которая отчуждает нас от Небесного Отца и Его Божественной благодати – это грех, это беззаконие, это ожесточение в больших и малых – всё равно – согрешениях, которые застят нам очи и разворачивают нас спиной в отношении Господа, Который всегда простирает нам со Креста Свои отеческие объятия.

В наше время всё больше и больше людей чувствуют необходимость восполнять лакуны (пробелы) в своих духовных знаниях и посещают приходские школы для взрослых, слушают лекции пастырей, катехизаторов, учреждённые при многих наших обителях, обретая нетленную пищу для умов и сердец.

Но хотелось бы предупредить себя и вас, дорогие мои друзья, об опасности.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось».

(2 Тим. 3, 1 – 9).

«Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом;

(Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху)».

(2 Тим. 4, 3).

Апостол Христов говорит о том, что есть такой род или сорт людей, которые всегда учатся и в результате ничему не могут научиться, только чешут собственный слух. То есть слово Божие не проникает и не падает, подобно семени, в разрыхленную сердечную почву, но мгновенно склёвывается хищными птицами – падшими духами, которые всегда пытаются воздействовать на нас, отвлекая наше внимание от Христа.

Как страшно превратить свою душу в такую плотную убитую дорогу – иссохшую почву, недоступную для возделывания, для роста благодатного семени. Это случается с теми, кто водится лишь праздным отвлечённым философским интересом, но не имеет любви, преданности, благоговейного трепета пред Христом Спасителем, не воздаёт Ему Божеской почести, не исповедает Его Богом во плоти, Единородным Сыном Безначального Отца, Сыном, пришедшим в мир спасти человеческий род дарованием ему (роду) Божественной благодати.

И только в том случае церковные дисциплины и отдельные отрасли богословской науки лягут как первый девственный снег, как влага, снисходящая вместе с ранним дождём или утренней росой на ожидающую этой росы почву, если мы, в глубинах нашего сердца осознав себя учениками, будем исповедовать собственную омрачённость, нечистоту, греховность, ограниченность, и всегда мысленно припадать к стопам нашего безгрешного Учителя Христа со словами: «Господи, помилуй! Боже, очисти меня, грешного! Боже, милостив буди мне, грешному!» И особенно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, помилуй нас!»

Покаяние – основа богопознания, потому что всякий человек исполнен лжи, обуреваем страстями, насилуем грехом, увы, доступен для воздействия диавола, пленён падшими духами, напоминает связанного по рукам и ногам пленника, которому предоставлена возможность бежать, но он не использует её, ибо не в силах снять с себя оковывающие его путы.

Покаяние – вот золотой ключик в заветную дверь богопознания и богообщения! Покаяние зиждется на вере во Христа как нашего Искупителя, усвоившего силою Духа Святого Своему Божественному Лицу нашу вину, наши грехи. Христос даром, туне оправдывает всякого верующего в Него, верующего в искупительную силу Голгофской Жертвы и Воскресения Его, верующего в силу одержанной Им победы над смертью.

Покаяние проявляет себя в решимости отвратиться от идолов и обратиться к Живому Богу. Покаяние выражается в устремлённости ко Христу, испрашивании у Него Божественной силы. Произволение – за нами, но сила – очищающая, нравственно укрепляющая, освящающая христианина, – от Бога. Он простирает нам Свою целительную Десницу, и в ответ на исповедание грехов у креста и Евангелия, под сводами православного храма, через общение с пастырем, получившим от Церкви дар священства, Христос прощает, врачует, воскрешает душу, высвобождает её из-под тенет лжи, проясняя Свой образ, сияющий в ней, душе, Божественной благодатью.

Вот с таким расположением каждый из нас призван непрестанно трудиться над самим собою, никогда не унывать и никогда не отчаиваться, врачуя душевные и телесные раны участием в Божественной литургии, в таинствах Матери Церкви: Покаянии, Причащении Святых Христовых Таин.

И тогда уроки богопознания будут нам не в тягость, а в радость. Корень этого учения не будет горьким, но будет сладким, потому что бессмертная человеческая душа жаждет Духа Святого, она живёт единственно Божественной благодатью. Человеческая душа в общении со Христом обретает ту «благую часть», которая уже никогда «не отымется от нея» (Лк.10, 42), а наше богопознание уступит место богообщению, то есть явит нам таинство спасения в лоне Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Картина Б. Клементьева
Борис Клементьев. Исповедь
декоративная горизонтальная черта
Беседа




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные