Праща́ молитвы Иисусовой

Протоиерей Артемий Владимиров

Осведомлённые читатели хорошо помнят богодухновенное повествование из Книги Царств о сражении юного Давида, белокурого, голубоглазого юноши, с филистимлянином Голиафом, воином огромной физической силы. Голиаф был уверен в своей скорой расправе над Давидом. Держа в руке меч, гордец хулил воинство Израиля с высокомерием, свойственным боговраждебным язычникам. Не желая принять от царя Саула тесные и неудобные доспехи, мужественный Давид вышел навстречу иноплеменнику со своей излюбленной пращой, взяв с собой всего лишь пять камней. Голиаф был мгновенно поражён в лоб ловким Давидом, который всю свою надежду возлагал на помощь Бога Израилева. Подбежав к поверженному исполину, будущий царь иудеев отсёк мертвецу голову мечом, принадлежавшим самому Голиафу. Этот меч победитель забрал себе как победный трофей, и имя Давидово с тех пор стало славным в народе.

А теперь поговорим о молитве Иисусовой. Диавол, имея бесплотную, бестелесную природу, противостоит христианину во всеоружии своей гордости, коварства и жестокости. Нечего и думать, чтобы победить его собственными силами. Но вместе с Давидом мы можем выступить против супостата, вложив в пращу ума своего пять камней молитвы Иисусовой. Не те ли это пять слов, которые святой апостол Павел более желал произносить «умом», то есть внимательно, с внутренним разумением, чем тысячи слов на незнакомом ему языке? Пять Давидовых камней, смертоносных для диавола, суть пять слов и словосочетаний Иисусовой молитвы: первое – «Господи», второе – «Иисусе Христе», третье – «Сыне Божий», четвёртое – «помилуй», пятое – «мя, грешного».

Нам не победить в одиночку злого духа, но, будучи немощными людьми, мы осенены силой Божией, которая дана верующим в Господа нашего Иисуса Христа. Проводником этой Божественной силы является имя Иисусово, с верой и любовью призываемое учеником Христовым.

Это достопоклоняемое имя подобно огненной стреле. Едва лишь мы начинаем с благоговением призывать его, демоны обращаются в бегство. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» – молится христианин – и из пращи летят камни, поражая диавола. Отсечь главу Голиафа – значит обратить против падшего духа присущую нам святую энергию гнева, соединённую с уверенностью в победе именем Господним.

И подлинно – нет иного имени под небесами, которым нам надлежало бы спастись. Всякий, кто, по удостоверению древнего пророка Иоиля, будет призывать это имя с верой и покаянием, спасётся.

Битва Давида и Голиафа
Битва Давида и Голиафа
декоративная горизонтальная черта
Глава из книги «Да святится имя Твое»