Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







Праздник святителя Филарета

Святитель Филарет был носителем духа Христова – духа молитвы, смирения, рассуждения и любви. И вся его деятельность была собиранием во Христе, отзывалась миром и любовью в сердцах соотечественников.

00:15:56
Праздник святителя Филарета
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие матери и сестры, с днём чествования святителя Филарета, митрополита Московского, монашеское имя которого переводится как любящий добродетели Христовы. Те, кто прикасались к его жизнеописанию, образу, знают, что он был действительно образчиком рассудительности – высшего Божьего дарования. Всё в его жизни свершалось с чувством, с толком, с расстановкой, по русскому присловью, никогда эмоции не шли вперед рассудка, а рассудок не подавлял сердце, потому что всем в его жизни правила Божественная благодать. А она действует поверх рассудка, просвещает человеческие чувства, устремляя и ум, и сердце ко Христу Воскресшему.

Святитель Филарет оставил после себя большое письменное наследие, среди которого есть и различные изречения, подобные притчам Соломона. И поныне знатоки Писания выбирают из его работ отдельные сентенции, которые, каждая в отдельности, таят в себе премудрость.

Одна из них гласит: «Светильник не погружай в воду, чтобы не угас огонь». Водой Священное Писание именует человеческие страсти, а светильником – наш дух, о котором сегодня говорило Писание: «Никто, зажегши светильник, не поставляет его под одром, не закрывает сосудом, но, напротив, водружает на подсвечнике, чтобы все входящие видели свет»1. Слова эти весьма таинственны. Они соотносятся и с другими речениями Господа: «Да будут светильники ваши горящими»2.

Раздумывая над этим приточным образом, мы можем прийти к тому, что светильник есть бессмертный дух человека, а пламенем, огнём этого светильника служит, конечно, Божественная благодать, дарованная нам в таинстве Крещения и проявляющая себя в молитвенном устремлении нашего духа к Богу, в призывании Его святого имени.

Итак, никто не ставит возжжённого светильника под одром, не закрывает сосудом, но водружает на свещнике, чтобы все входящие видели свет. Что это значит? Мы должны всегда помнить, всегда благодарить Господа за дарованный нам спасительный дар – дар Святого Духа. Мы имеем помазание Духом Святым, которое научает нас всему полезному. В нашей падшей природе, как в некоем тёмном месте, светит свет, который не обымает тьма грехов и страстей – это свет Божественной благодати.

Наш дух – светильник – воспламенён Божественным пламенем. Опасно, погибельно этот светильник запрятать неведомо куда, скрыть его от нашего собственного сознания. К сожалению, многие и многие крещёные люди поступают именно так, как сказано: то есть погрузили в Лету забвения этот Божественный огонь, совершенно небрегут и не думают о нём; спрятали светильник в какую-то кладовую, в тёмное место, с глаз долой из сердца вон. Подобное устроение описано и в других притчах, в частности, в притче о талантах, где говорится о некоем человеке, который получил талант, завернул его в платок и зарыл в землю. Небрежение о полученной нами в Крещении благодати, её забвение, полное отчуждение от неё, от смысла нашего бытия, грозит человеку вечной погибелью.

Христос призывает нас к иному. Чтобы этот возжжённый светильник мы поставили на свещнике, на подставке, и все, входящие в дом, тотчас устремляли свои глаза к этому Божественному свету. Подсвечником является, собственно, наше сознание, наше внимание, к чему оно устремлено. Господь желает, чтобы мы наше внимание обращали внутрь самих себя, всегда помнили, благодарили, осознавали себя причастниками великого дара.

На Божественной литургии мы, между прочим, воспоминаем об этом на ектении, когда просим о том, чтобы Господь воспринял предложенные дары во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник3 и ниспослал нам благодать и дар Святаго Духа. Этот дар Святого Духа мы получили в таинстве Крещения и должны каяться, чтобы он раскрылся в нашей жизни, чтобы все входящие в дом видели свет. Домом именуем собственную душу, её внутреннее сокровенное пространство.

Кто это входит в дом? Ум наш входит в пространство души. Наши сердечные чувства, намерения, наше волеизъявление – вот жильцы дома. То есть три силы души: ум, чувство и воля. Мы призваны их соединить в устремлении ко Христу, Который есть огнь, поядающий всякую нечистоту. Призваны объединить ум, волю и чувства в призывании имени Иисуса Христа, которое есть некий таинственный огонь, мерцающий или сияющий в глубинах нашего духа.

И когда христианин, уразумев, что́ скрывается внутри него, совершенно посвятит себя Господу, вот тогда свет его просияет среди человеков. Кто этот свет наш? Это Иисус Христос, Его благодать. Он говорит: Аз есмь свет миру4. Бог по преизбытку человеколюбия именует Себя нашим светом. Он есть наше истинное, подлинное сокровище.

И человек, со вниманием, с благоговением всегда призывающий имя Иисуса Христа, совершенно независимо от себя самого и будет источником этого Божественного света, который проявит себя вовне, выйдет из пространства его души и будет воздействовать на людей через любовь.

Действительно, вера действуется любовью. Вера без дел любви мертва. А окружающие нас, если мы преданы Христу всецело, невольно прославят Отца нашего, Иже есть на небесех. Христианину не нужно совершенно заботиться о добром мнении окружающих людей, ему должно устремить все силы ко Господу и служить Спасителю, исполняя Его первую заповедь: возлюби Господа всем своим существом, и вторую – заботься о благе ближних. Всё остальное приложится.

Итак, Христос есть исполнение закона. Внутреннее устремление ко Христу есть исполнение всех внешних заповедей. Йота и черта от закона не прейдёт, покуда не исполнится всё. И когда мы соединяем наш ум и сердце со Христом, стяжевая дух молитвы, смирения и любви, тогда учение Христово нами исполняется целиком. Человек, носящий в себе этот дух сокровенной молитвы, самособранности, человек, чья молитва отзывается стремлением всем помочь, всех понять, всех оправдать, всех простить, такой человек, исполняя закон Господень, является совершителем его. Он и без лишних слов научает других заповедям Господним, и великим наречётся во Царствии Небесном, то есть Бог даст ему дальнейшее постижение Евангелия, усовершит его во всем, если, сохраняя сокровенную молитву, он живёт духом любви.

Ну а тот, кто нарушит единую из сих малых заповедей – то есть растлит храм своей души осуждением, нераскаянностью, послужит соблазном ближним, таковый человек, изгнав Христа и благодать Его из собственной души, окажется вне Царства Божия как поставляющий преграду для ближних.

Святитель Филарет и был носителем духа Христова – духа молитвы, смирения, рассуждения и любви. И поэтому вся его деятельность церковная, общественная, государственная была собиранием во Христе, отзывалась миром, мудростью и любовью в сердцах его соотечественников.


1 См.: Лк. 8, 16.
2 См.: Лк. 12, 35.
3 Ектения просительная на Евхаристическом каноне.
4 См.: Лк. 12, 35.
Портрет святителя Филарета Московского.
Святитель Филарет Московский
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные