Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О единстве со святыми

Будемте помышлять о том, что Дух Святой — достояние не только прославленных святых, но и всех нас, крещёных людей. От этого помышления, как говорит преподобный Силуан, на душу снизойдёт мир, мы стяжем простоту и незлобие. Плодом этой простоты будет жажда богообщения, всегдашняя готовность соединяться со Христом, пребывать в союзе с Ним. И тот, кто уязвлен этой жаждой и алчбою, будет с любовью желать того же и окружающим. И, таким образом, святые улыбнутся ему, прострут ему руку дружбы, и душе раскроется на земле тайна Царства Небесного.

00:09:24
О единстве со святыми
Протоиерей Артемий Владимиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, нашему духовному взору открылось Небо. В Духе Святом мы созерцаем небесное колено Церкви и как будто бы окружены облаком свидетелей Христова Воскресения. Мы осознаём, что Невеста Агнца — Церковь — есть полнота, всё собою наполняющая. Нынешний праздник говорит не о каком-либо одном или многих святых, но о всех прославленных небом чадах Спасителя. О всех Его учениках, всё оставивших, по слову Евангелия, отрекшихся от греха в себе, взявших Крест боголюбия и последовавших за Ним от земли на Небо, которое и стало уже на земле их вечным жилищем.

Но и мы, конечно, не отделены от святых Божиих человеков никакой пропастью, потому что, милостью Человеколюбца Христа, составляем с ними невидимое, но осязательное для ума и сердца единство. И это единство есть не что иное, как погружённость всех святых, осиянность всех угодников Божиих благодатью Утешителя Духа, подобно тому как все члены человеческого тела изнутри омываются, питаются циркулирующей в организме кровью. Вот почему, если и мы хотим не остаться без удела, хотим, чтобы Христос стал частью нашего сердца, нам необходимо с любовью воспринять всю полноту Церкви, почтить всех святых, которых Бог освятил, и поклониться им, и таким образом, войти к ним и составить с ними единство, как сказано в Святой Псалтири: «Ты, Господи, благословишь малых вместе с великими» (См.: Пс. 113, 21).

Но этого не достаточно. Если кто хочет унаследовать часть Господню, быть с Ним в единении, а чрез Него войти в общение со Отцем и Духом Святым, должен совершенно иными глазами посмотреть на окружающих его, единомысленных с ним братьев и сестёр во Христе. Ведь все мы призваны Господом составить этот сонм торжествующих на Небесах, в каждом из нас таинственно присутствует Христос, каждый из нас находится под воздействием, а кто-то и под управлением Духа Святого. И поэтому, если ты хотя бы одному крещёному человеку откажешь в том, что он призван к этому пиру веры, хотя бы одного крещёного человека мысленно зачеркнёшь и исключишь из своей жизни, посмотришь на него как на отверженного или не достойного общения с тобою, а значит, и со всеми чадами Церкви, — с чем ты останешься?

Вот почему истинного христианина, пекущегося о спасении души своей, отличает готовность восприять всех, обнять всех — не только любящих его, но и «ненавидящим нас простить вся воскресением». И это есть кардинальное, важнейшее условие пребывания в нас Духа Святого: именно внутреннее помышление, убеждённость, что Дух Святой живёт в человеке, которого ты видишь, как бы его жизнь, по твоим понятиям, ни не соответствовала заповедям Божиим. Дух Святой присутствует в нём, и благость Господня ведёт его к покаянию, очищению, прославлению и спасению. Он не под твоим управлением, не под твоим контролем, не тебе подотчётен, но Небесному Отцу, пред Которым всё наго и обнажено.

Помышление о том, что Дух Святой дарован не только тебе, но и всем чадам Церкви, есть непременное условие воздействия и освящения нас Божественной благодатью. Но в ком живёт подобное убеждение? Кто из нас видит и слышит, так сказать, и имеет убеждение, что всеми владеет Дух Святой? Подобное устроение свойственно лишь простым и незлобивым сердцам. А значит, печать избранничества, твёрдый и ясный знак того, что Дух Святой неподалеку от тебя, есть мир в твоём сердце, мирное устроение, чуждое даже тени злобы, обиды или чего-либо подобного.

И тогда в человеке прорастает воистину небесное растение, которое именуется жаждой богообщения. И если ты мирен и незлобив, как дитя и как агнец, Божья благодать непременно восхитит твои мысли, чувства, устремления, и главным для тебя будет не что иное, как единение со Христом в таинстве Евхаристии и в молитве. И вот эта жажда единения со Христом — знак того, что ты не далёк от святых, не далёк от спасения, и тебе останется лишь одно — эту жажду спасения перенести на всех окружающих — и ближних, и дальних. И это и есть любовь Христова в её милосердии в отношении к людям.

Будемте помышлять о том, что Дух Святой — достояние не только прославленных святых, но и всех нас, крещёных людей. От этого помышления, как говорит преподобный Силуан, на душу снизойдёт мир, мы стяжем простоту и незлобие. Плодом этой простоты будет жажда богообщения, всегдашняя готовность соединяться со Христом, пребывать в союзе с Ним. И тот, кто уязвлен этой жаждой и алчбою, будет с любовью желать того же и окружающим. И, таким образом, святые улыбнутся ему, прострут ему руку дружбы, и душе раскроется на земле тайна Царства Небесного. Аминь.

Икона «Собор Всех святых».
Икона «Собор Всех святых»
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

евангельские события
воскресные утренние евангельские чтения
евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные евангельские чтения
Деяния святых апостолов
послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные