Нашли ошибку? Ctrl/Cmd+EnterНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter







О возвращении блудного сына

Проповедь о свободной воле человека, исповеди и Причащении Святых Таин. Господь предоставляет и каждому из нас действовать по своей воле и ждёт нашего обращения и покаяния.

00:16:09
О возвращении блудного сына
Протоиерей Артемий Владимиров

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с днём воскресным, памятью святых новомучеников и исповедников Русской Церкви!

Сегодня мы умом и сердцем войдём с вами в притчу о блудном сыне, его возвращении в отчий дом, и подумаем об отце двух сыновей, который окружил своих чад милостью и заботами. Под кровом отчего дома они должны были бы пребывать в верности, любви и взаимном единодушии. Однако вопреки замыслам отца, его воле, всё свершилось иначе. 

Так и человеческий род. Первозданный Адам, имея всё, необходимое и достаточное для благодатного возрастания, для стяжания бессмертия, поступил так, как он поступил. А ведь Бог не создавал смерти, и человек не был предназначен для тления! И очевидно, что с грехопадением праотцев соотносится эта удивительная притча нашего Спасителя. Из неё мы узнаём, что сын потребовал (не попросил, а потребовал) у отца причитающуюся ему часть имения. И, взяв наследство, не испрося благословения родителя, ушёл туда, куда хотел, разорвал родственные, дружеские, духовные связи, по существу, попрал союз любви с отцом. А между тем только в единстве с ним он имел гармонию, полноту, покой, самое счастье и блаженство. 

И, скитаясь на стране далече, он пришёл в совершенное убожество, не только не сумев достойно распорядиться имением, но потеряв его полностью; осквернив и душу, и тело, впал в состояние ущербности, вынужден был заниматься совершенно несвойственным ему делом – пасти свиней у жестокого господина, пребывая в вечной алчбе и голоде. И, уже не имея сил к жизни, вдруг вспомнил он о том, кого оставил, что покинул, что потерял, выйдя из отчего дома.

Таков был Адам, таковы и мы. Потому что многие из нас, действительно, забыв свою сыновнюю любовь к Отцу, треть, половину жизни прожили, отвратившись от Него, нашего Создателя. И, живя без покаяния и благодарения за каждый прожитый день, думали, что являются хозяевами собственной жизни и не всегда разумно расточали те богатые таланты и дары, которыми почтил их Бог. Думая, что преследуют собственные интересы, только наносили бесчисленные раны собственной бессмертной душе, вытравляя из себя благодать, живя, прямо скажем, жизнью скотской, а не приличествующей разумному созданию, человеку, назначение которого – славить Творца, умножать в сердце благодать Святого Духа, распространять её, созидая и просвещая человеческие сердца, умножая в этом мире любовь.

И что же Отец? Многие до сих пор задают вопросы: «И как это Бог допускает развитие в мире зла? И как это Бог терпит, взирая с высоты Своей святой славы на беззакония обезумевшего человечества? Как это сочетается с понятием справедливости, благости и милосердия Божия, когда люди мучаются и страдают? И зачем это Бог сотворил Адама, зная, что он окажется неверным в своей сыновней любви? И почему Он попустил диаволу искушать первозданную чету, зная, что те, поддавшись соблазну, потеряют благодать Святого Духа, станут смертными, обрекая потомство на страдания?»

И если ум и сердце христианина не согреты молитвой и верой в Бога всепремудрого и всемогущего, то вопросы эти будут лишь множиться, не принося в душу ни покоя, ни мира. И жизнь наша останется загадкой, потому что вне общения с Создателем мы никогда не поднимемся к постижению Его Божественных тайн. А ведь Небесный Отец, мысль Которого испытует сокровенные уголки сердец Его созданий, ничего не предопределяя, знает всё, что относится к свободной воле человека.

И, видя в младшем сыне ложную самодостаточность, гордостное самоутверждение, глупость, состоящую в желании отделиться и обособиться от родителя, он, отец, имея власть запереть сына, связать его, как мы, родители, часто поступаем в отношении наших детей, отпустил его на страну далече. Он не воспрепятствовал ему самоутвердиться в своей ограниченной и развращённой гордостью воле. Отец смотрел далеко вперёд, видя, что появившиеся в его сердце ростки гордости, себялюбия и обиды не дадут ему возможности, останься он рядом с отцом, пребывать в любви и мире, но будут съедать его заживо.

И поэтому Господь по бесконечной Своей премудрости и долготерпению предоставляет и каждому из нас действовать в своём неведении, в своём самоутверждении, иногда ко вреду для нас самих. Однако мысли Небесного Отца простираются в грядущее, Он видит его как настоящее. Видит Бог, как человек, попирая вечный нравственный Божественный закон, начертанный не на каких-то скрижалях, а в глубинах его совести, как будто бы ножом нанося сам себе раны, начинает болеть, начинает страдать. Видит, что все его ожидания не оправдываются ни в малой степени. Кажущееся не есть действительность. И человек, разрушая, а не созидая, задаёт вопрос: почему и в чём источник его страданий? И, наконец, уже не мыслью, а самим сердцем убеждается в том, что Отец был и есть, и остаётся благим и милостивым, а вот сам человек с его напористостью и гордостным суждением, высоким мнением о себе является кузнецом собственного несчастья.

И так душа начинает переосмыслять прожитое, кается в своих ошибках, признаёт себя немудрой и грешной, и, наконец, в ней рождается сыновний вопль: «Отче, прости! Отче, прими! Отче, помоги и не оставляй меня более одного. Не введи меня во искушение, но избави меня от лукавого, которому я добровольно поступил в услужение».

И мы видим из этой притчи, что Отцу Небесному, Который милостив, но и праведен, свойственнее и приятнее миловать, чем казнить. Ибо когда в сыне явилась искра разумения, и он с невообразимыми усилиями стал двигаться к отчему дому, преодолевая внутренние и внешние препятствия, тогда отец, не ожидая нимало, выбежал ему навстречу. Сказано в притче: «Увидел его отец» (Лк. 15, 20). Бог всеведущ, Он видит всё, проникая Своим взором даже во мрак кромешной тьмы. Однако Бог начинает видеть нас тогда, то есть начинает присутствовать в нашей жизни Своей благодатью, когда наши ум и сердце обращаются к Нему, источнику света и бытия. И чуть только мысль, прежде скитавшаяся в нечистых местах, обращается к Богу, и человек беспомощно зовёт Отца, чувствуя полное бессилие и изнеможение, Бог простирает Свою спасительную руку, умножает Своё действие, и энергия Святого Духа невидимо начинает освящать ум и сердце смирившегося кающегося грешника.

Сказано, что сын был мил отцу, отец умилосердился над заблудшим своим чадом. Это значит, что едва лишь мысль покаяния, желание очиститься, изгнать из души грех, примириться с Отцом, едва лишь такая мысль укоренится в человеке, как Божия благодать, прежде попранная и сокрывшаяся от очей грешника, вдруг являет своё таинственное присутствие в человеке, ещё недостойном общения с Богом. Умилосердился Отец и над каждым из нас, едва лишь только мы начинаем помышлять об исправлении нашей жизни, о согласовании своей человеческой воли с волей Божией. И Дух Святой освящает ум и привносит отраду в сердце, и укрепляет тело. Душа чувствует присутствие энергии Божией и этим укрепляется и усиливает свою решимость двигаться к Отчему дому. 

А затем полнота всех благ. Едва лишь первые слова покаяния освящают уста грешника, как Господь, Отец, заключает его в объятия. Такую милость, ни с чем несравнимую и неоценимую, мы обретаем в исповеди, когда поверх священника Отец Небесный приближается к человеку и мгновенным действием Своей Божественной энергии очищает исподнее души. Прощает согрешения, целует в уста грешника, Своей освящающей силой помазывает его мысль и слово, нанизывает перстень на его руку, то есть усыновляет вновь и отворяет пред ним двери Своего Царствия, приглашает к трапезе – причащению Пречистого Тела и Крови Сына Своего. Он возлагает лучшие, нежели те, изорванные, одежды, то есть душу просвещает Божественной благодатью, согревает сердце своей любовью. И начинают они веселиться и радоваться, потому что Пасха снисходит в сердце каждого искренне кающегося человека. Возвратившись в Церковь, в Отчий дом, чувствуя себя уже сыном и дочерью, а не изгоем, не пасынком, не подкидышем, человеческая душа обретает смысл и цель бытия в том, чтобы быть с Богом, дышать благодатью, славить Творца, умножать и распространять вокруг себя Его любовь, и радости этой несть конца.

А Отец оправдывает над нами слова: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Ибо человек «мёртв был и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк 15, 24). И каждый Божий день, особенно в воскресный день, Мать Церковь вот так обретает Своих погибших было детей, возрождая их чрез таинство Покаяния и призывая к полноте общения с Отцом Небесным.

Будемте сейчас приступать к Святой Чаше, причащаться Пречистых Тела и Крови Спасителя. И по окончании причащения помолимся святым новомученикам. А вечером всех желающих приглашаю поучаствовать в акафисте пред «Всецарицею», чудотворным образом Божьей Матери, и помолиться о здоровье своём и ближних.

Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне
декоративная горизонтальная черта
Проповедь




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Евангельские события
воскресные утренние Евангельские чтения
Евангельские притчи
Ещё темы ↓
иные Евангельские чтения
Деяния святых апостолов
Послания святых апостолов
Ветхий Завет

ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ

двунадесятые праздники
великие и иные праздники
дни памяти святых, икон и чудес
Ещё темы ↓
Недели Рождественского поста
Недели перед Великим постом
Службы Великого поста
Страстная седмица
Недели от Пасхи до Троицы
светские праздники

СВЯТЫЕ

святые Ангелы
апостолы и равноапостольные
пророки и праотцы
Ещё темы ↓
святители
преподобные и преподобно­мученики
страстотерпцы и мученики
блаженные
благоверные и праведные